Журнал для родителей Мамам и Папам - вернуться на главную страницу сайта
Занимательный и познавательный сайт для молодых родителей
Главная страница Контакты

ЖДЕМ МАЛЫША

ЗДРАВСТВУЙ МИР

ПЕРВЫЕ ШАГИ

ДЕТСКИЙ САД


... уроки общения

В гости к куклам

Давно ли вы были в кукольном театре? В Санкт-Петербурге четыре профессиональных кукольных театра и четыре десятка любительских коллективов. Они дают возможность взрослым снова почувствовать себя детьми, а детям продлить детство. Искусство кукольного театра не столь популярно у горожан, как опера, балет или драматический театр… Но справедливо ли такое отношение? В два петербургских кукольных театра мне хотелось бы пригласить читателей.

Куколки и бабочки

Кукольный театр Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных называется «Куколки». Театр был основан в 1937 году, вместе с созданием самого «Дворца пионеров и школьников». Сейчас в «Куколках» занимается около двухсот детей и подростков в возрасте от четырех до семнадцати лет. Под руководством Натальи Павловны Шабалиной в театре работают двенадцать педагогов и других сотрудников: хореограф, концертмейстер, звукорежиссер, художник, осветитель. «Куколки» - не кукольный кружок, а настоящий театр с собственным зрительным залом, репетиционными комнатами, мастерскими. Уровень технической оснащенности коллектива не уступает профессиональным театрам города.

детские кукольные театры в Санкт-ПетербургеВ «Куколках» ребята изучают хореографию, вокал, актерское мастерство, процесс изготовления театральных кукол. Важнейшим предметом является «кукловождение». Кукловождение - сложная наука, ребята изучают ее на протяжении многих лет. Основной принцип обучения Наталья Павловна сформулировала так: «Растут дети - растут и куклы. Маленькие дети управляют у нас маленькими куклами, большие дети командуют большими».

Самые простые в изготовлении и управлении и самые древние куклы - перчаточные. В русских балаганах, в ярмарочных кукольных театрах был представлен только этот вид кукол. Такие куклы известны всем и каждому, самая знаменитая русская перчаточная кукла - Петрушка. Актер прячется за ширмой, надевает на одну руку перчаточную куклу, на другую руку - еще одну куклу. И можно начинать представление!

Более старшие ребята осваивают в «Куколках» тростевые куклы. Они не только больше по размеру, но и несравненно сложнее в управлении. Каждая тростевая кукла состоит из «гапита» (палки, на которой крепятся голова и туловище куклы) и двух тонких тростей, которые управляют ее руками. Для владения такой куклой требуется ловкость рук. В одной руке артист держит гапит, а в другой - трости. Сложность работы состоит в том, что на гапите обычно укреплены дополнительные механические приспособления, с которыми актер тоже должен управляться. Эти приспособления могут быть самыми разными: куклы с их помощью раскрывают рот (или клюв), махают крыльями или даже... изменяют выражение лица. С помощью гапита артист может в одно мгновение поменять кукле лицо, заставляя ее радоваться или огорчаться.

Опытные кукловоды постигают в «Куколках» мастерство владения напольными куклами. Напольные - очень большие куклы, часто размером в человеческий рост. При использовании таких кукол актер не прячется за ширму, а выступает вместе с ней перед зрителем. Вместе с куклами ребята поют и танцуют на сцене, вступают с ними в дискуссии. При этом у зрителя должно сложиться впечатление, что куклы и люди действуют совершенно автономно, что актеры не управляют куклами. Иногда напольные куклы скрепляются с телами артистов специальными креплениями, часто артист просто держит своих друзей за руки или за лапы. Важно, чтобы зритель не замечал этих технических хитростей и актерских приемов, кукла должна предстать перед ним как живое существо с собственным разумом и собственной волей.

Яне Языковой тринадцать лет. С четырех лет она занимается в театре кукол, выступая в репертуарной группе сначала с перчаточными, потом с тростевыми, а сейчас и с напольными куклами. Она мечтает поступить в Театральную академию и стать профессиональной артисткой. «Самое важное в кукольном театре, чтобы актриса любила куклы, именно куклы, а не себя саму», - считает Яна. «Если актриса любит куклы, то она сможет их оживить, передать им свои мысли, чувства, настроения. Тогда зритель верит, что перед ним живые существа. Чудо оживления - вот что важно, вот что интересно! Настоящая кукольница растворяется в кукле, а не выпячивает себя. Не актеры, а куклы - главные персонажи кукольного театра».

В репертуаре театра пятнадцать спектаклей - «Бременские музыканты», «Лисенок Людвиг», «Котенок Гав», «Гуси-лебеди», «Свинопас» и другие - и множество концертных номеров. Юные артисты часто выступают в концертном зале Дворца творчества юных «Карнавал» и на многих других театральных площадках города. О репертуаре и датах ближайших спектаклей можно узнать, позвонив в Отдел художественного воспитания Аничкова Дворца. Прощаясь с юными артистами и их наставниками, я спросил Наталью Павловну, почему их театр так называется. «Куколки - это наши питомцы. Мы верим в них. Мы верим, что все наши куколки превратятся в прекрасных бабочек».

На детском языке

«Кукольный театр говорит с детьми на детском языке, на языке, понятном детям. Мне думается, что это направление - в искусстве наиболее точно отражает детское восприятие мира, детскую веру в добро, веру в чудо...», - делится своими мыслями заслуженная артистка России, актриса Санкт-Петербургского Государственного Кукольного театра сказки Эмилия Сергеевна Куликова. Мы общаемся в гримерной актрисы после завершения спектакля «Синяя борода» по мотивам сказки знаменитого французского сказочника Шарля Перро. Эмилия Сергеевна играет в этом спектакле роль кровожадного злодея по прозвищу Синяя борода, намеревающегося погубить свою юную очаровательную жену Мари. Как и все, или почти все сказки эта история имеет счастливый конец. Ловкость и сообразительность Мари, а также отвага и бесстрашие ее братьев спасают молодую девушку. Коварный тиран побежден.

«Кукольный театр сказки» уже в своем названии рассказывает зрителям о театральном репертуаре, о том, какие спектакли им предстоит увидеть. Эмилия Сергеевна работает в театре уже двадцать лет, но сказочные персонажи не потеряли для нее своей притягательности: «Мне очень интересно играть в сказочных спектаклях. В этих пьесах нет грубости, пошлости, жестокости... В нашем репертуаре 24 пьесы: «Конек-Горбунок», «Волшебник изумрудного города», «Алладин и волшебная лампа», «Дюймовочка» и другие. Многие родители не могут найти контакт со своими детьми. Мне думается, что посещение кукольного театра может объединить поколения, вернуть взрослым чистое, детское, светлое восприятие мира. Кукольный театр очень метафоричен и поэтичен. А народные и авторские сказки просто созданы для того, чтобы обрести новую жизнь на кукольной сцене...»

Маленькая, но очень самостоятельная девочка Маша заблудилась в лесу. Стараясь отыскать дорогу домой, она попадает в странную избушку, где живет огромный медведь... Роль Маши в сказке «Маша и медведь» - одна из любимых для Эмилии Сергеевны. «Этот спектакль вызывает у наших маленьких и больших зрителей очень противоречивые чувства... В конце сказки и в конце пьесы Маша возвращается домой, к бабушке...

Разумеется, это счастливый конец. Девочка возвращается к родным, в старую, привычную жизнь. Но к радости из-за счастливого окончания Машиных приключений примешивается жалость к медведю. Зрители понимают, что сильный, большой медведь очень страдает от одиночества. Несколько дней, проведенных с Машей, преображают медвежью жизнь. Тем горше для хозяина леса расставание со своей новой маленькой подругой».

Экотрениг На вольных хлебах
Журнал для родителей Мамам и Папам
Главная страница   •   Календарь беременности   •   Контакты
Copyright ® 2007. Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка вида
Сайт для родителей Мамам и Папам обязательна!