Психологи считают, что дети, лишенные необходимого минимума игрушек, отстают в своем развитии на несколько лет и не всегда потом могут догнать сверстников. Но, стремясь окружить свое чадо нужными, полезными и красивыми игрушками, надо все же знать меру.
Сколько их должно бытьИгрушек должно быть ровно столько, сколько необходимо именно твоему ребенку. Последи внимательно, во что и как он играет, что отошло на второй план, а что и совсем перестало интересовать. Лишнее убери до поры до времени - для этого подойдет старый чемодан или пустая коробка. Спустя некоторое время достань эти игрушки снова.
Для детей, как, впрочем, и для многих взрослых, новое - это хорошо забытое старое. Твой ребенок с удовольствием будет копошиться в коробке и нырять в чемодан. Если какую-то игрушку малыш уже перерос, предложи подарить ее тому из его друзей, кто помладше. Лишних вещей станет меньше, а ребенок узнает, что такое быть великодушным дарителем.
Вместе или врозь?Уже в 5 лет дети могут участвовать в выборе игрушки. И если у тебя доверительные отношения с ребенком, ты сумеешь отрегулировать сложный процесс покупки: с одной стороны, отговорить ребенка от дорогой игрушки, на которую у тебя просто нет денег, с другой – по возможности учесть его мнение.
Доставит ли ребенку удовольствие выбирать и покупать игрушку? Несомненно! Кроме того, это будет ему полезно: он научится делать выбор и сможет понять, что купить возможно не все и не всегда.
ПредпочтенияОказывается, наборы-конструкторы покупают в основном мальчики, а мозаику - девочки, несмотря на то, что в дошкольном возрасте и те, и другие одинаково увлеченно могут включаться в оба занятия. Однако по мере приближения к школьному возрасту становится очевидным, что девочкам по душе игрушки, в которых нужно подгонять предметы друг к другу и копировать образец. К тому же движения рук у девочек более развиты.
Мальчики же видят картину в своем воображении и воплощают ее в реальность, вот почему они предпочитают, например, строить из предложенных деталей. В то же время часть девочек имеют хорошо развитое пространственное воображение, а часть мальчиков замечательно работают по образцу (вышивают и вяжут).
В куклы играют всеИ мальчики, и девочки одинаково охотно играют в куклы. Только куклы куклам рознь. У девочек они предназначены для того, чтобы их наряжать, катать в коляске, купать, а главное - куклы бесконечно говорят девчоночьими голосами. Куклы мальчиков (те же роботы) дерутся, стреляют, летят на самолетах и едут на машинах. Они почти не разговаривают, а только издают звуки, соответствующие играемой ими роли.
Лоскуты – в дело!Как это ни парадоксально, но порой некоторые подручные материалы и ненужные в хозяйстве вещи оказываются куда более востребованы, чем покупные магазинные игрушки, главное – приложить немного фантазии и труда. В качестве примера приводим историю одной молодой мамы.
Еще до беременности я прочитала много книг и статей о методиках раннего развития. И вот в одной из статей было рассказано, как важно развивать у ребенка с самого рождения тактильные ощущения, давать трогать как можно больше различных на ощупь предметов. В дальнейшем это поможет в развитии мелкой моторики и речи.
Когда моя дочь появилась на свет, я вспомнила, что раньше увлекалась шитьем, и у меня осталось много лоскутков разных тканей. Нарезав квадратов и полосок разной длины и ширины из бархата, шелка, органзы, меха, драпа - в общем, из материалов всех возможных фактур, я собрала приличную коллекцию лоскутов. На всякий случай обметала кусочки тканей, чтобы они не крошились.
На тот момент моей Алисе было всего два месяца. Я поглаживала ее ладошки бархатными или шелковыми тряпочками. Такие игры ей очень нравились, она начинала улыбаться и гулить. Ерунда? А вот и нет. Педиатр, увидев наши игры, пришла в восторг: оказывается, мы выполняли полезный массаж ручек, стимулировали тактильные ощущения, учились брать и удерживать предметы и многое другое. В двухмесячном возрасте, поверьте, это непростое занятие!
Когда доченька подросла и в 7 месяцев научилась сидеть, я ставила перед ней коробку с этими же лоскутами. Она подолгу перебирала их, перекладывая из коробки на пол и обратно, трогала своими пальчиками, жевала (лоскутки были чистыми, т.к. я часто стирала их.) Иными словами, познавала мир. На некоторые из них я пришила пуговицы. Внимание! Пуговицы надо пришивать очень-очень крепко. Наверно, не стоит объяснять почему. Малыши ведь так любопытны и все пробуют на зубок.
Сейчас, когда Алисе уже полтора года, она снова с удовольствием играет с этими кусочками тканей. Теперь дочка использует их в ролевых играх с куклами - то накинет кукле как шарфик, или повяжет как юбку, то укроет пупсика «одеяльцем». А еще она научилась раскладывать лоскуты на две группы - однотонные и разноцветные и сейчас учится запоминать цвета, показывая их на лоскутках.
Татьяна Н.