Журнал для родителей Мамам и Папам - вернуться на главную страницу сайта
Занимательный и познавательный сайт для молодых родителей
Главная страница Контакты

ЖДЕМ МАЛЫША

ЗДРАВСТВУЙ МИР

ПЕРВЫЕ ШАГИ

ДЕТСКИЙ САД


... доктор объясняет

Детский сад: за и против

Отдавать малыша в детский сад или воспитывать дома? А может быть, выбрать развивающую студию или частный садик с неполным пребыванием? Еще несколько лет назад подобной дилеммы у родителей просто не было, так как по окончании декретного отпуска необходимо было выходить на работу. А рассчитывать на помощь бабушек могли далеко не все. Сейчас многое изменилось.

Во-первых, отпуск по уходу за ребенком можно продлить чуть ли не до поступления в школу. Во-вторых, увеличилось количество семей, где женщины могут позволить себе не работать, а заниматься воспитанием и образованием детей. В-третьих, появилась неплохая альтернатива детским садам: развивающие клубы и студии. Что же выбрать? С одной стороны, детский сад – вариант привычный, проверенный временем и опытом нескольких поколений. С другой стороны, у мам и пап нередко возникают тревоги и сомнения насчет государственных дошкольных учреждений.

Как правило, отрицательное отношение к саду появляется у тех людей, кто получил негативные впечатления от пребывания в детском саду. «Мой ребенок туда не пойдет ни за что!» - так утверждают те, кто отлично помнит тягостные минуты расставания с родителями, ненавистную манную кашу на завтрак и обязательный «тихий час». Мамы и папы ослабленных детей беспокоятся, что ребенок будет чаще болеть, находясь в обществе 25-30 таких же малышей. Кроме того, некоторые относятся с недоверием к качеству образования в детских садах. Их смущает большая наполненность (а зачастую и переполненность) групп, из-за чего, по их мнению, будет сложно уделить достаточно внимания каждому ребенку; «казенность» атмосферы в заведении; невысокая мотивация педагогов. Но что делать, если другого выхода, кроме поступления в государственный детский сад, нет, а опасений много? Попробуем развенчать основные родительские страхи.

Отдавать малыша в детский сад или воспитывать дома?Муниципальный детский сад – учреждение государственное, вся работа которого курируется целым рядом служб, начиная от пожарной охраны и заканчивая департаментом образования. Здесь работают профессионалы, имеющие специальное образование: педагогическое, музыкально-педагогическое, логопедическое, психологическое, медицинское. Помимо этого, для педагогов существует постоянная и многоуровневая система повышения квалификации. Это и плановые курсы каждые 5 лет, и специальные тематические курсы, а также семинары, методические объединения, педагогические советы, профессиональные конкурсы. В то время как в частных образовательных учреждениях далеко не всегда требуют документ о специальном образовании. А для приема на работу нередко достаточным основанием является наличие собственных детей или опыта работы в аналогичных заведениях. Повышение квалификации здесь – по желанию и возможностям сотрудника. Кроме того, в детском саду все специалисты работают в команде, их действия согласованы между собой, а обучающие программы проходят обязательное утверждение министерством образования. Всестороннее гармоничное развитие личности ребенка обеспечивается, в том числе, благодаря различным кружкам, предоставляющим дополнительные образовательные услуги: английский язык, танцы, ритмика, рисование, творчество и т.д. К моменту возвращения родителей с работы дети успевают поиграть, погулять, поучиться, поплавать в бассейне, потренироваться в спортивном зале или на площадке, порисовать, потанцевать, послушать сказки – в общем, получить много новых знаний, умений, навыков и впечатлений.

За последние 10-15 лет изменилась концепция образования вообще и дошкольного в частности. Сейчас всеобщая направленность – экологичное, гуманное отношение к личности, ориентация на всестороннее, гармоничное ее развитие. Это предполагает индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, где на первом месте - учет индивидуально-типологических особенностей ребенка: его характера, темперамента, интересов, увлечений, социальной ситуации развития. Педагог, несмотря на то, что у него 30 воспитанников, должен по-разному выстраивать взаимоотношения с холериком и флегматиком, ребенком из многодетной семьи и малышом, растущим без отца, учитывать впечатлительность Танюши, увлеченность конструированием Ванечки, природную артистичность Светланы... «Это невозможно. Концепция, может быть, и изменилась, а воспитатели остались прежние» - могут возразить «детсадовские скептики». А вот и нет. Как показывает практика, такой индивидуальный подход, хоть и кажется на первый взгляд сложным, тем не менее, удобен в первую очередь педагогам. Ведь дети очень живо реагируют на персональное внимание со стороны взрослого и моментально платят тем же. К примеру, непоседливому Володе предложили помогать воспитателю на занятии, стеснительной Машеньке разрешили отвечать с места и шепотом, а артистичной Олечке позволили устроить импровизированный концерт во время прогулки. И это дает положительные результаты, ведь как только ребенку предоставляют возможность реализовать собственные потребности, он успокаивается, комфортнее себя чувствует и лучше себя ведет. Как следствие, педагогу легче с ним работать. К тому же сейчас во всех детских садах есть психологи, помогающие воспитателям решать различные трудности, возникающие в их работе (чего не было 20-30 лет назад).

В современном мире научно-технический прогресс идет семимильными шагами, и в сфере образования тоже. Это касается не только появления в некоторых садах телевизоров и компьютерной техники. Яркая «мультяшная» мебель, детские кухонные уголки, «врачебные кабинеты», «парикмахерские», «магазины» впечатляют современной атрибутикой и дают возможность детям проигрывать настоящие жизненные ситуации. Интерактивные доски, развивающие игры в качестве учебных материалов делают занятия увлекательными. Кроме того, широкое информационное пространство предоставляет возможность для полета фантазии, позволяет педагогам творить, выходя за рамки стандартных методических пособий.

Детский сад – учреждение особое. Как правило, здесь люди работают годами, а некоторые и десятилетиями. В основном, это связано с тем, что данная профессия требует особых душевных качеств. И не все из них можно развить – они либо есть, либо нет. Поэтому воспитатели, приходя на работу в детский сад, либо остаются здесь надолго, прикипая всей душой, либо вскоре понимают, что это не их призвание и меняют род занятий. Конечно, исключения из правила есть, но в основном сейчас в детских садах работают те, кому это нравится, невзирая на небольшую зарплату. Ведь в нынешнее время не нужно отрабатывать обязательные 3 года после окончания института, а, значит, больше возможностей выбрать деятельность по душе.

Нередко родители опасаются, что в детском саду к их детям будут плохо относиться. Давайте попробуем рассуждать логически. Воспитателю с вашим ребенком предстоит взаимодействовать целыми днями на протяжении многих месяцев. Педагог заинтересован в первую очередь, чтобы малыш был расположен к нему. Тогда он будет меньше капризничать, быстрее усваивать знания и умения, лучше себя вести. В интересах воспитателя создать такую атмосферу, чтобы дети с воодушевлением спешили к нему, а не шарахались в испуге.

Попадая в новый коллектив, ребенок проходит этап адаптации. Это касается, в том числе, и здоровья. Контактируя с незнакомыми детьми, малыши обмениваются микрофлорой и неизбежно болеют. В результате организм вырабатывает иммунный ответ, формируя невосприимчивость к ряду бактериальных инфекций. Конечно, все родители стремятся уберечь детей от болезней. Но все дело в том, что от вхождения в новый коллектив они свое чадо уберечь не смогут… Как показывает практика, дети, не переболевшие различными простудными заболеваниями в дошкольном возрасте, попадая в новый коллектив в школе, начинают болеть там. Разумеется, все это индивидуально и относительно. Бывают случаи, когда действительно детский организм ослаблен и контакт с «чужой» микрофлорой в детсадовском коллективе заканчивается тяжелыми осложнениями: отитами, бронхитами, пневмониями. Вместе с тем, банальных насморков и ОРЗ бояться не стоит – их нужно адекватно лечить. И, конечно, закалять ребенка, укреплять его иммунитет.

Выбор дошкольного учреждения для своего ребенка – дело сугубо личное. Решение тут будет зависеть от взглядов, убеждений и целей взрослых, а также от личного опыта. Главное, чтобы оно было обдуманным и аргументированным. Многие родители считают, что дома с бабушкой или няней малышу будет комфортнее, в частном клубе или в группе кратковременного пребывания – спокойнее и легче. В ряде случаев это действительно так, особенно если речь идет о ребенке очень стеснительном, необщительном, с неразвитыми коммуникативными навыками или с нервно-психической патологией. Попадание сразу в большой коллектив может стать для него стрессом. Поэтому гуманнее будет дать ему освоиться в небольшой группе малышей (например, в частном детском клубе). Там ребенок в комфортных для себя условиях получит положительный опыт взаимодействия с незнакомыми детьми и взрослыми. После этого адаптация к большому детскому коллективу пройдет уже более мягко. Свои плюсы есть и в тех ситуациях, когда ребенок находится дома с бабушкой или няней: он рядом с близкими людьми, в привычных условиях, получает достаточно внимания. Вместе с тем, необходимо помнить о «слабых местах» домашнего воспитания. Зачастую бабушкам сложно соблюдать иерархию во взаимоотношениях с малышом, добиваться выполнения правил и требований, поддерживать регулярность и оптимальность занятий. У «домашних» детей зачастую недостаточно развиты волевые качества, саморегуляция и самоконтроль, навыки самостоятельности.

Как лучше подготовиться к поступлению в муниципальное дошкольное учреждение, если вы остановили свой выбор именно на нем?

Оптимальный возраст для перехода в детский сад – 3 года. К этому возрасту у ребенка формируется осознание себя как отдельной от мамы личности и связь с матерью ослабляется, что позволяет менее болезненно пережить разлуку с ней. Кроме того, начинают развиваться коммуникативные и игровые навыки, увеличивается словарный запас, появляется желание общаться с другими детьми. Конечно, этот процесс очень индивидуален, но по статистике 3-летки адаптируются легче, чем, например, 2-летние малыши.

Очень важно подготовить ребенка к садику морально. Сходите на экскурсию в детский сад, познакомьтесь с воспитателем, расскажите, что там делают дети, проигрывайте с куклами и зверюшками различные ситуации из жизни сада. Так же важно подготовиться морально к тому, что ваш ребенок теперь не все время будет с вами, «отпустить» его. Малыши чувствуют тревогу родителей и тут же начинают паниковать. Если вас охватывает беспокойство, возьмите лист бумаги и напишите все преимущества, которые детский сад даст вам и вашему ребенку, а потом время от времени перечитывайте их. Это поможет вам адаптироваться к новой ситуации.

Развивайте у детей навыки самостоятельности. Учите их кушать самим, одеваться и обуваться, мыть руки, пользоваться носовым платком, складывать игрушки, обращаться за помощью, высказывать свои пожелания. Эти навыки очень пригодятся ребенку в довольно большом детском коллективе с 1-2 взрослыми.

Поинтересуйтесь, каков рацион питания в вашем садике и постарайтесь приблизить к нему домашнее меню. В период адаптации дети часто отказываются от еды, а если она еще и непривычная, то это создаст дополнительный дискомфорт. То же самое касается и распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, прогулки, дневного сна, укладывания спать вечером.

Обязательно развивайте у ребенка познавательный интерес и пополняйте его багаж знаний, умений и навыков. Рисуйте с малышом, лепите, читайте и пересказывайте сказки, описывайте картинки, слушайте музыку, делайте гимнастику. Тогда у него быстрее появится интерес к занятиям в саду, а, следовательно, и желание туда ходить.

Не стоит подолгу уговаривать ребенка успокоиться, не плакать и с улыбкой отправиться в группу. Для него разлука с мамой – стресс. И чем дольше процесс расставания будет длиться, тем тяжелее малыш будет его переживать. Как говорится, «долгие проводы – лишние слезы». Лучше придумать определенный ритуал прощания - поцелуй, объятия, рукопожатие, какая-то «прощальная» фраза и т.п. – и использовать его каждое утро, передавая ребенка воспитателю. Это будет означать завершение ситуации «я с мамой» и начало ситуации «я в садике». Такая определенность уменьшит тревогу малыша и поможет ему настроиться на новый лад.

Психологи рекомендуют относиться снисходительнее к детским капризам на этапе адаптации. Также стоит пока воздержаться от ярких впечатлений: походы в гости, посещение театров, цирка, дельфинария, покупка новых игрушек и т.д. Ребенок сейчас и так получает массу новой информации, перегрузка нервной системы может негативно отразиться на его эмоциональном состоянии. А вот на объятия, поцелуи и ласку не скупитесь – детишкам в этот период очень нужна поддержка родителей.

Экотрениг На вольных хлебах
Журнал для родителей Мамам и Папам
Главная страница   •   Календарь беременности   •   Контакты
Copyright ® 2007. Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка вида
Сайт для родителей Мамам и Папам обязательна!