Журнал для родителей Мамам и Папам - вернуться на главную страницу сайта
Занимательный и познавательный сайт для молодых родителей
Главная страница Контакты

ЖДЕМ МАЛЫША

ЗДРАВСТВУЙ МИР

ПЕРВЫЕ ШАГИ

ДЕТСКИЙ САД


... посмотрите, как я расту

Когда начинается самостоятельность

"Ох, радость мамина, папина, бабушкина…" — льются восклицания всего рода вслед за неуверенными, но напористыми первыми шагами маленького существа. Первая любовь, радость и гордость, смысл одной любви, ответственность одной семьи. И вступает в пестрый мир маленький человек, окруженный заботливыми руками, готовыми помочь при малейшей преграде.

— Нет! — ужасается молодая мама с соседнего стола и останавливает маленькую ручку, осмелившуюся принять участие в собственном обеде.— Не надо! Вымажешься вся, — поясняет она мило. — Ведь еще мала!

как воспитать самостоятельного ребенкаДевочке 4 годика. Не ахти какой возраст, но вполне достаточный, чтобы начать приучать своих детей к самостоятельности — к этой сложнейшей вещи в жизни. Моя племянница несколько месяцев назад вышла из вышеуказанного возраста и не только не позволяет себя кормить, хотя еще неуверенно владеет ножом и вилкой — для нее это гордость, право сидеть со взрослыми за одним столом, чувствовать себя наравне с ними, а затем как мама вымыть посуду. Неумело, конечно, иногда даже и злополучно — сколько фарфора превратилось в маленькие белые кусочки. Но ведь ничто не приходит на готовое, и мы когда-то были маленькими, неуверенными, неловкими. И мы били посуду, вырывали картинки из самых лучших книг. Почему же мы так быстро забываем свое детство?

"Книжка — для того, чтобы ее читать и смотреть!", — назидательно причитаем мы и спешим положить ее на самую верхнюю полку библиотеки. Подальше от любопытных рук ребенка. Книжка — осмелюсь высказать свое мнение — для того, чтобы ее рвать. С красочными, привлекательными картинками, мишками, зайчиками, со всем тем новым миром, который надо потрогать, понюхать, вырезать. Так не будем же вырывать книжку из детских рук, предоставим им самостоятельно решить, что делать с ней, чтобы самим сориентироваться по какому руслу направить наши воспитательные усилия.

Самостоятельность — одно из трудно достижимых человеческих качеств. Она является и врожденной, как мы бы это ни отрицали. Доказательством тому служат первые настойчивые шаги малыша. Это его шаги. Как бы мы его ни поддерживали руками. И первое падение на твердую землю, и первый обожженный пальчик. Урок, который дан не нами. Самостоятельность — бескомпромиссна. И когда ее путь правилен, и когда ошибочен. В один прекрасный день она может обернуться против человека, даже сломить его. Можно ли ее воспитать? Как умение, чувство? Да. Почему же тогда мы должны ждать более старшего возраста для того, чтобы запоздало начать свои нравственные внушения?

А до этого момента ребенок был первоклассником, мать взяла все возможные отпуска, чтобы писать с ним черточки, крючочки, буковки, чтобы вместе вычитать, слагать. Отец ломает голову над понятием "множество". Не отстает в воспитательном процессе и бабушка — она тоже что-либо обязательно проверит у внука. И остается где-то в стороне суть наших усилий. Спешим набить маленькую головку невероятной по объему и разнообразию информацией, не обращая внимания на предупреждение учителя: ребенок выучил все, что ему следовало выучить, и дома он должен играть. Попугайские знания первоклассника не смущают нас: может, он еще не ориентируется в понятиях, представлениях, незнакомых словах и сочетаниях. Ничего. Пройдет время — и все станет ясно.

Когда же наступит это время? "Как только ребенок привыкнет учить все сам" — оппонирует одна мать. Только эта привычка не приходит сама. Ребенку надо ее привить, надо заставить его поверить нам, что медленное усвоение сущности окружающего мира, внимательное сосредоточивание в него не только полезно, но и приятно. Чтобы, к примеру, суметь увидеть в скучной странице учебника истории живые лица — сердитые, радостные, несчастные, — надо уметь "слышать" историю. Вдыхать ее, следовательно — сопереживать. А переживание — это уже совсем самостоятельное дело,

Заучивание без вникания в суть, простая зубрежка не имеет никакого смысла. Не пройдет и нескольких лет, как от ребенка будет требоваться самостоятельное мышление, углубленное, эмоциональное, ассоциативное. Если мы в самом деле хотим помочь детям, давайте попытаемся показать им мир не просто как деревья, воду и солнце, снег и мороз. Займемся задачей более сложной: попробуем развить у них чувство к красоте, аромату, смыслу. Что тоже означает самостоятельность. В труде, в мышлении, в чувствах. Самостоятельность как бы одна из сторон, одно из различий человеческой индивидуальности.

Мне кажется, что не следовало бы забывать одного: компромиссы с самостоятельностью всегда оплачиваются, и то высокой ценой!

И в прошлые времена, и в наши дни самостоятельность является нравственной ценностью. Хотя сейчас у нее другие измерения и совсем различный смысл усилий родителей, учителей и общественности, она остается ответственностью. Она является мерой не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Иначе каково же будет время без людей, одновременно добрых и сильных, сострадательных и строгих; людей с собственным мнением, со своими амбициями, людей самостоятельных.

Экотрениг На вольных хлебах
Журнал для родителей Мамам и Папам
Главная страница   •   Календарь беременности   •   Контакты
Copyright ® 2007. Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка вида
Сайт для родителей Мамам и Папам обязательна!