Проблемы с учебой у школьников – явление довольно распространенное. У кого-то они начинаются уже в первом классе, кто-то обнаруживает нежелание усваивать знания в подростковом возрасте, а кто-то – в старшей школе. Это доставляет массу неприятностей и детям, и взрослым. Учителя «бьют тревогу», родители расстраиваются, стыдят и читают нотации, а ученики ведут себя отстраненно («Да, у меня одни двойки. И что?») или оппозиционно («Не хочу и не буду!»). Как же заставить ребенка учиться, не прибегая к давлению и чтению нравоучений? Задача это достаточно сложная, но решаемая.
Откуда берется нежелание учиться? Ведь познание нового – одна из потребностей человека. Все дети любят что-то обнаруживать, изучать, осваивать. Вместе с тем, довольно часто процесс учебы сопряжен с нежеланием ходить в школу, негативным отношением к урокам и, естественно, неутешительным результатам: плохим оценкам, прогулам, пробелам в знаниях. Причины этого могут быть различные. Например:
1. Не сформирован познавательный интерес. Ребенок не привык систематически учиться. На уроках ему скучно, потому что он не умеет прилагать усилия для достижения поставленной учебной цели, не понимает смысла и значения занятий. Поэтому даже при нормальном умственном развитии учиться он не хочет, так как не привык получать удовольствие от учебы.
2. Недостаточно развиты познавательные процессы, небольшой объем знаний, умений и навыков. Вследствие этого ребенку требуется очень много усилий для усвоения школьной программы. Он быстро устает, а времени для восстановления не хватает, так как на каждом уроке – новая тема для изучения. Из-за повышенных затрат желание учиться пропадает: для ребенка это слишком тяжелый труд.
3. Проблемы со здоровьем, особенно связанные с нервной системой (органические поражения центральной нервной системы, в том числе перенесенные травмы, инфекционные заболевания головного мозга, гипоксия, астено-невротический синдром, нарушения внутричерепного давления и т.д.). Вследствие этих поражений ухудшается интеллектуальная деятельность, снижается способность правильно оценивать свои действия и поступки окружающих, адекватно реагировать на происходящее, контролировать и направлять свои действия. Это приводит не только к падению уровня успеваемости, но и вызывает нарушение адаптации в среде сверстников. Ребенок становится неуспешен в школе и, как следствие, утрачивает интерес к занятиям. А со стороны кажется, что он просто не хочет учиться…
4. Опережающее развитие ребенка. Очень часто родители, стремясь хорошенько подготовить детей к школе и тем самым облегчить им жизнь, «забегают вперед». Все, что их одноклассники только осваивают, им давно известно, все, чему остальные только учатся, они уже хорошо умеют. А ведь для успешной учебы необходим интерес, который, в свою очередь базируется на напряженной умственной деятельности. Без элементов нового, непознанного это невозможно. Отсюда – скука, постепенно переходящая в лень, так как ребенок привыкает ничего не делать на занятиях. И, как следствие, снижение учебной мотивации: «Не хочу учиться, потому что неинтересно». А когда школьная программа усложняется, возникают проблемы, так как ребенок разучился работать на уроке.
5. Нарушенная адаптация в коллективе. Чаще это случается с вновь прибывшими детьми (при поступлении в первый класс или переходе в другую школу), хотя встречаются дезадаптированные дети и среди тех, кто не менял место учебы. Для ребенка школа – это не только место, где он получает знания. Это огромный пласт его каждодневной деятельности, включающий в себя общение со сверстниками и взрослыми, поиск своего места в коллективе, возможность самопрезентации и самоутверждения. И если в этих сферах возникают трудности, ребенок не захочет ходить в школу. А когда нет учебной мотивации – снижается успеваемость. Нет школьных успехов – не хочется учиться.
6. Физическое и психическое переутомление, перенесенная психическая травма, длительный хронический стресс. Нередко бывает так, что родители, стремясь всесторонне развивать своего ребенка, записывают его сразу на несколько кружков или секций, организовывают занятия с репетитором. Как следствие, ребенок испытывает слишком большую нагрузку и не успевает восстановить ресурсы. Сил, чтобы самостоятельно сделать домашнее задание, хорошо написать контрольную, оказывается недостаточно, что негативно отражается на школьной успеваемости. Кроме того, сильное психоэмоциональное потрясение или длительное психическое напряжение отнимает очень много душевных сил у ребенка. Все ресурсы организма уходят на то, чтобы справиться с психотравмирующей ситуацией и для учебы их уже не остается. «Неуспевающие» дети – зачастую дети из неблагополучных семей, семей с конфликтными, напряженными взаимоотношениями. Нередко их интеллектуальное развитие в норме. Нормально учиться им мешает отсутствие благоприятной психологической атмосферы дома.
7. Нехватка родительского участия, недостаток как заботы и поддержки, так руководства и контроля. Такое явление часто встречается не только в неблагополучных семьях, но и в полных, материально обеспеченных семьях. Проблема коренится в том, что мама и папа заняты преимущественно зарабатыванием денег и «выключены» из воспитательного процесса. Их участие в жизни детей заключается лишь в их финансовом обеспечении. Такие родители ничего не знают об эмоциональных, душевных проблемах своего ребенка, их нет рядом, когда ему необходим совет, подсказка, ободрение, помощь или личный пример. Нежелание учиться (и, как следствие, неуспеваемость) может быть сигналом о том, что что-то не в порядке в семейном укладе, в отношениях родителей и детей. Посредством плохой учебы ребенок хочет привлечь внимание взрослых, ведь когда он приносит «пятерки», его не замечают, а если в дневнике «двойка» - сидят весь вечер рядом, контролируя выполнение уроков. Часто, не имея других способов, дети таким образом выражают свои чувства к родителям.
8. Конфликт с учителем. Очень распространенная причина нежелания учиться: «Я терпеть не могу Полину Макаровну, не хочу я ее предмет изучать». Дети усваивают знания лишь от авторитетных людей. А преподаватель, с которым ребенок поссорился, не является для него авторитетом.
9. Слишком сложная программа в лицее, гимназии или специализированной школе. Если осваивать ее ребенку трудно, то он будет чувствовать себя неуспешным. А для того, чтобы двигаться вперед, ему необходимо опираться на свои достижения (которых в данном случае нет или они очень незначительны). Кроме того, программа повышенной сложности может забирать у ребенка много сил, что также снизит желание учиться.
10. Подростковое оппозиционное поведение, когда дети начинают делать все назло взрослым. Их цель – заявить о себе и они это реализуют любым способом. То, что было для них ценным ранее, обесценивается. Была отличницей, лучшей ученицей класса? Значит, теперь нужно продемонстрировать полное равнодушие к учебе. На такой «волне протеста» против взрослых подростки перестают делать домашние задания, невнимательны на уроках, провоцируют конфликты с преподавателями, игнорируют тот или иной предмет, даже могут пропускать занятия. Это нежелание учиться – вызов общепринятым требованиям. Кроме того, в этом возрасте у подростков на первый план по значимости выходит общение со сверстниками. Говоря другими словами, в школу они теперь ходят не учиться, а общаться с друзьями. Это также может негативно отражаться на школьной успеваемости.
Как же помочь ребенку?Задача № 1 – находим возможную причину (или причины) нежелания учиться. Может быть, это пробелы в знаниях или недостаточный уровень развития познавательных процессов? Излишняя опека? Нехватка внимания со стороны родителей? Плохие отношения с одноклассниками? Отсутствие контакта с учителем? А может быть, это протест против большой учебной и внешкольной нагрузки?
Задача № 2 – развиваем умение работать самостоятельно. Особенно это актуально для детей, слишком опекаемых, которые привыкли делать уроки только в присутствии взрослых, а без них не могут ни разобраться в задании, ни полностью выполнить его. Для этого нужно уметь находить смысл задачи или упражнения, делить их на отдельные части для поэтапного выполнения, осуществлять проверку собственной работы, подыскивать недостающую информацию в словарях, справочниках, энциклопедиях, применять альтернативные способы решения задач.
Задача № 3 – осуществляем разумный контроль. Нежелание учиться связано также с недостатком волевых усилий и саморегуляции. Поэтому давайте ребенку конкретные задания, которые он самостоятельно должен сделать за определенное время, а затем проверяйте результат. Здесь очень важно соблюдать четкость и последовательность. Тогда у детей будет вырабатываться и самостоятельность (задание они выполняют сами), и ответственность (сделать уроки нужно, так как родители все равно это проверят).
Задача № 4 – устраняем пробелы в знаниях. «Запустив» какой-то предмет, часто ученик не хочет дальше его изучать. Как с этим справиться? Для начала найти, на каком этапе ребенок «застрял». Затем начать постепенно разбираться в учебном материале. Конечно, ребенку понадобится помощь: старшего брата или сестры, родителей, репетитора… Целесообразно составить график дополнительных занятий для равномерного распределения нагрузки. Если заниматься регулярно, то за сравнительно небольшое время можно наверстать пропущенное. А главное, ребенок привыкнет к систематической работе и увидит собственные достижения.
Задача № 5 – помогаем адаптироваться в коллективе. Проанализируйте вместе с ребенком его сильные стороны. Чем он может заинтересовать и удивить сверстников? Умеет ли он знакомиться, заводить и поддерживать дружбу, проявлять сочувствие к другим? Потренируйтесь вместе с ним излагать мысли, говорить о своих желаниях, корректно выражать протест, отстаивать собственные интересы, обращаться за помощью. Отличный способ налаживания отношений со сверстниками – устроить дома детский праздник. Кто из класса нравится вашему ребенку, кого бы он позвал в гости? Его одноклассникам наверняка понравится такое мероприятие, особенно если оно будет проходить с веселыми играми, конкурсами и угощением. А ваш сын или дочь на своей территории будет чувствовать себя гораздо увереннее, сможет лучше проявить себя и заинтересовать других.
Задача № 6 – разговор по душам с учителем. Какова бы ни была причина нежелания учиться – участие преподавателя в решении этой проблемы необходимо. Спокойное и открытое обсуждение ее с учителем поможет скоординировать усилия, выбрать верную стратегию действий. Если имеет место конфликт между преподавателем и учеником, полезной будет помощь школьного психолога. Расскажите о проблеме, поинтересуйтесь мнением учителя на этот счет. Что, по его мнению, стоит предпринять в данной ситуации вам и ребенку? Проанализируйте информацию и постарайтесь извлечь из нее рациональное зерно. При этом очень важно не выяснять отношения с учителем и не пытаться найти виноватого. Ваша общая цель – помочь ребенку. Достичь ее совместными усилиями будет гораздо быстрее и результативнее.
Задача № 7 – налаживаем доверительные, открытые отношения с детьми. Особенно они важны для подростков с их протестами, воинственным и оппозиционным настроем. Да, он еще ребенок, но отношения к себе ждет взрослого. Поэтому искренне интересуйтесь его делами, проявляйте уважение к его мнению, чувствам, интересам. Спросите, почему он не хочет учиться. Поделитесь своими переживаниями на этот счет, ожиданиями и надеждами. Расскажите о своем детстве и своих школьных годах: какие были трудности и успехи, чего боялись, а чем гордились, к чему стремились, что получилось достичь, а что так и осталось мечтой… Поинтересуйтесь, какой предмет ему все же интересен? Чем он сможет завоевать авторитет среди сверстников? Увидев в родителях не контролеров, а старших, авторитетных партнеров, возможно, подросток задумается о том, что его протест против учебы это война с самим собой… Главное – пробудить интерес хотя бы к одному-двум предметам. Впоследствии можно будет «подтянуть» и остальные.
Задача № 8 – работаем над постановкой долговременной цели. Если ребенок не знает, для чего ему учиться, вряд ли у него будет интерес к учебе. Поэтому обязательно нужно формировать у ребенка понимание значимости и практической необходимости обучения. Для чего нужны знания математики, биологии, физики? Почему важно обладать грамотной речью и широким кругозором? Кем ваши дети хотели бы стать в жизни, чего добиться? Какой профессией нужно овладеть, чтобы достичь желаемого? Что должен предпринять ребенок, чтобы приобрести эту специальность?
Задача № 9 – заботимся о здоровье ребенка. Для того, чтобы усвоение знаний шло успешно, необходимо поддерживать ресурсы организма: обеспечить полноценное рациональное питание, заниматься спортом, соблюдать режим дня, во время занятий периодически делать перерывы. Если у ребенка наблюдается вялость, повышенная утомляемость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональная нестабильность, беспокойный сон, ухудшение памяти и т.п., целесообразно получить консультацию невропатолога. Кроме того, проанализируйте степень учебной и внешкольной нагрузки ребенка. Может быть, лучше его перевести из специализированной школы в обычную или уменьшить количество секций? Да, каждый родитель хочет дать своим детям максимум, но… сможет ли каждый из них этот максимум взять? А для поддержания учебной мотивации ребенку нужно видеть свои достижения. И поэтому для него гораздо полезнее чувствовать себя успешным в «среднем» по уровню классе, чем неуспешным - в классе высокого уровня требований.
Задумываясь над данной проблемой, нужно сделать акцент не на том, как заставить ребенка учиться, а на том, как повысить мотивацию к учебе. Очень важно, чтобы ребенок учился не для оценок и похвал родителей, а для себя и своего будущего. Такое понимание значимости учебы приходит не сразу, сопряжено с немалыми усилиями взрослых, но это – одна из важнейших целей воспитания.
Елена Рябчикова, детский психолог.