Журнал для родителей Мамам и Папам - вернуться на главную страницу сайта
Занимательный и познавательный сайт для молодых родителей
Главная страница Контакты

ЖДЕМ МАЛЫША

ЗДРАВСТВУЙ МИР

ПЕРВЫЕ ШАГИ

ДЕТСКИЙ САД


... поговори со мною мама

Застенчивый ребенок

Стеснительного ребенка, как правило, видно сразу. Вернее, не видно, потому что он все время норовит за маму спрятаться. И не слышно, так как говорит тихо, отвечает односложно, сперва собравшись с духом. А то и вовсе молчит, так и не осмелившись поддержать беседу. Застенчивые дети «удобны», они, на первый взгляд, не вызывают беспокойства: ведут себя сдержанно, играют тихонько, с лишними вопросами не пристают… Но не стоит путать стеснительность с вежливостью и скромностью. Скромный ребенок умеет проявить сдержанность, когда того требует ситуация, вежливый – корректно вести себя, соблюдая правила приличия. А застенчивость идет бок о бок с зажатостью, скованностью, неуверенностью в себе, неумением общаться, повышенной тревожностью, заниженной самооценкой. В будущем это может помешать ребенку заводить друзей, делать карьеру, достигать поставленных целей, проявлять в полной мере свои способности и в целом получать удовольствие от жизни.

В каких же случаях стоит «бить тревогу»?

Застенчивый ребенокВ начале стоит разобраться, что же такое собственно застенчивость. Зачастую родители, охваченные стремлением развить коммуникабельность у своего чада, упускают из виду, что некоторая неловкость, возникающая в новой ситуации, при беседе с незнакомым человеком, публичном выступлении - абсолютно нормальное явление. Здесь стеснительность выступает своего рода защитной реакцией, ведь что-то новое, неизведанное нужно сначала изучить, присмотреться к нему, а уж потом осваивать. Но если ребенок робеет даже в присутствии знакомых, не может выступить на утреннике в саду или школьном празднике, не проявляет инициативы в детских играх, а подойти и предложить дружбу для него вовсе непосильная задача – значит, стеснительность уже становится проблемой.

Застенчивость возникает по разным причинам. Одна из них – социальное наследование, когда ребенок бессознательно усваивает и затем воспроизводит родительскую модель поведения. Очень часто у стеснительных взрослых робкие и несмелые дети. Другая причина возникновения застенчивости – психологическая травма. Став однажды объектом насмешек, агрессивных выпадов, ребенок стремится избежать повторения негативного опыта и поэтому «закрывается». Благодатной почвой для возникновения застенчивости служат такие индивидуальные особенности как ранимость, восприимчивость. Такие дети чаще сталкиваются с психотравмирующими ситуациями, потому что слишком чувствительны и склонны все принимать на свой личный счет. Стеснительность также часто проявляется у детей с неразвитыми коммуникативными навыками. Они не знают, как познакомиться, предложить дружбу, что делать, чтобы поддерживать дружеские взаимоотношения, как поступить в той или иной ситуации, как разрешить конфликт. Зачастую такие детки не умеют высказывать собственное мнение и отстаивать свою точку зрения. Из-за этого они терпят неудачи в общении и, как следствие, замыкаются в себе.

Кроме того, стеснительным, скорее всего, станет ребенок, которого редко хвалят и часто ругают, причем публично. Во-первых, акцент на недостатках, упреки и замечания приводят к тому, что он отлично усваивает, что именно не может, не умеет и чем не обладает. А вот представление о своих «сильных сторонах» у него совершенно не формируется. Значит, гордиться нечем, предъявить окружающим нечего. Во-вторых, появляется четкая связь: оказаться в центре внимания – получить выговор. Что делает в таких случаях ребенок? Старается вести себя как можно тише и незаметнее.

Как помочь ребенку преодолеть стеснительность?

Во-первых, принять его таким, как есть. Некоторые особенности являются врожденными и кардинальным образом изменить их не удастся. К таким относится, например, тип темперамента. Среди меланхоликов встречается гораздо больше стеснительных детей, чем среди сангвиников или холериков, так как этому типу темперамента присущи ранимость, нерешительность, повышенная чувствительность, мнительность. Во-вторых, оценить глубину проблемы и имеющиеся у малыша ресурсы. В-третьих, запастись терпением. Застенчивость не уйдет за один день, после одной беседы или одного упражнения. И, конечно, обеспечить стеснительному ребенку поддержку. Ему очень нужна родительская любовь и положительный настрой. Лишь чувствуя надежную опору близких, он начнет «раскрываться».

С чего начать? Конечно, полезным было бы определить причину возникновения застенчивости. Тогда можно выбрать приоритетную стратегию действий. Но это не всегда получается, особенно если проблема существует давно. В любом случае эффективными будут следующие способы:

• Старайтесь поддерживать демократический стиль общения в семье. Избегайте прямого давления, категоричного тона. Предпочтительнее попросить ребенка что-то сделать, объяснив необходимость этого, чем заставлять и принуждать. Предоставьте ему определенную степень самостоятельности и свободы. Все это придаст уверенности в себе, увеличит степень доверия к миру и повысит самооценку.

• Давайте ребенку посильные поручения. Обязательно хвалите его за успехи, подчеркивая, что именно вышло удачно. Помогайте справиться с трудностями, но только тогда, когда это действительно нужно. Лучше всего спросить у малыша, требуется ли ему помощь. Пусть он учится оценивать собственные силы. Можно закрепить за ним какие-либо несложные домашние обязанности, подчеркивая при этом, как это важно для семьи.

• Старайтесь чаще разговаривать с ребенком. Подразумевается именно диалог, обсуждение чего-либо, а не только раздача указаний и прием отчета о прошедшем дне. Интересуйтесь мнением ребенка, и даже если вы не согласны с ним, вначале выслушайте. Стимулируйте сына или дочь обосновывать свою точку зрения, аргументированно парировать в споре.

• Откажитесь от ярлыков. «Лодырь», «неряха», «безответственный», «Маша-растеряша» и прочие прозвища лишь закрепляют негативные качества ребенка. И он начинает вести себя в соответствии с данной ему характеристикой. Лучше называть конкретные действия ребенка, выражая свое к ним отношение и просьбу исправить ситуацию. Например: «Ты сегодня поленился и не заправил постель. Это выглядит неопрятно. Застели ее, пожалуйста, тогда в комнате будет красиво», «Утром ты забыл дома игрушки. Подумай, что ты хочешь взять с собой на прогулку и сложи все это в пакет у входа» и т.п. Кроме того, не нужно обсуждать проблему стеснительности, особенно при ребенке. Она будет лишь фиксироваться, как в вашем, так и в его сознании. Лучше отмечать положительные результаты, пусть даже маленькие.

• Почаще называйте ребенка по имени, используйте ласковые (но не насмешливые) слова и обороты. Не стесняйтесь говорить ему, что вы его любите, что он вам очень дорог.

• Работайте вместе с ребенком над его «слабыми сторонами». Стеснительность часто обусловлена физическими недостатками ребенка, отсутствием навыков, востребованных в кругу сверстников (например, полнота, «неспортивность», несовременный внешний вид и т.д.) Запишите ребенка на танцы или в спортивную секцию. Если нужно, подберите красивые очки, посетите дантиста, косметолога, парикмахера. Это является особенно актуальным для детей, входящих в подростковый возраст (8-9 лет и старше). Взрослые могут сколько угодно доказывать им, что внутренний мир и душевные качества гораздо важнее – у подростков свои критерии и внешний вид является одним из главных.

• Проанализируйте, какие именно ситуации вызывают трудности и попробуйте проиграть их вместе с ребенком. Например, поход в магазин, встреча с одноклассниками, выступление перед аудиторией, обращение к незнакомому человеку на улице и т.д. Если ребенок очень стеснительный или еще слишком мал, можно использовать ролевые проигрывания с игрушечными персонажами. Сочините историю про то, как мишка пришел в гости к зайчику и ему было очень неловко, так как он не знал, как себя повести. Пусть малыш с вашей помощью продолжит рассказ. А затем вместе придумайте окончание сказки, обязательно позитивное. Используйте наводящие вопросы: «Как ты думаешь, почему он стеснялся?», «Что ему не нравилось?», «Чего ему хотелось?», «Что помогло бы перестать стесняться?». После этого можно проиграть ту же историю, поменявшись ролями. Такие этюды позволяют выразить чувства и эмоции, которые у застенчивых детей часто «под замком», получить новый опыт и отработать полученные навыки в безопасной ситуации.

• Пополняйте словарный запас ребенка, расширяйте кругозор, развивайте связную речь, коммуникативные навыки. Учите его правилам элементарного этикета: как поздороваться, как попросить о помощи или услуге, как поддержать беседу, как извиниться, как закончить разговор, как деликатно уйти от нежелательных тем. Дети почувствуют себя увереннее в обществе, если будут знать, что говорить и что делать в тот или иной момент. Кроме того, развивайте у ребенка чувство юмора. Учите его понимать и принимать шутки, адекватно реагировать на безобидные подтрунивания, видеть смешное и забавное в повседневной жизни.

• Расширяйте круг общения ребенка. Ходите в гости и приглашайте друзей к себе. Посещайте детские площадки, театры, выставки и концерты. Встречая знакомых на улице, остановитесь и обменяйтесь парой-тройкой фраз, вместо того, чтобы просто кивнуть головой – таким образом вы будете подавать малышу пример непринужденного, «легкого» общения. Просите его что-то передать соседке, принять сдачу в магазине, занять очередь в поликлинике. Конечно, поначалу это может быть трудным или даже невозможным, поэтому будьте рядом, поддерживайте, помогайте и уж конечно, не ругайте в случае неудачи. Хороший способ в борьбе со стеснительностью – устроить детский праздник дома. Оказавшись в роли хозяина, находясь на своей территории, ребенок почувствует себя в безопасности, а, значит, будет вести себя более активно, проявлять инициативу.

• Развивайте творческие способности ребенка. Преодолеть застенчивость помогает осознание того, что ему есть что продемонстрировать окружающим. Чаще рисуйте, лепите вместе с ребенком, делайте аппликации, панно, различные поделки. И обязательно презентуйте достижения ребенка перед родственниками и приятелями.

• Стеснительные дети, как правило, тревожны. Поэтому полезно снимать напряженность в конце дня или после стрессовой ситуации. Для этого можно использовать различные упражнения для физической и эмоциональной разгрузки, массаж, дыхательную гимнастику. Кроме того, ограждайте ребенка от негативной информации: разговоры, репортажи, статьи о криминальных событиях, катастрофах, экономических неурядицах и т.д. Старайтесь все «взрослые» обсуждения проводить «за закрытыми дверями».

Елена Рябчикова, детский психолог.


Экотрениг На вольных хлебах
Журнал для родителей Мамам и Папам
Главная страница   •   Календарь беременности   •   Контакты
Copyright ® 2007. Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка вида
Сайт для родителей Мамам и Папам обязательна!