Семья – первая формирующая среда в жизни ребенка. Именно здесь дети усваивают первоначальные знания об окружающем мире, получают первый опыт общения, эмоционального взаимодействия, учатся оценивать свои поступки и действия окружающих. В семье происходит принятие мальчиками и девочками своей гендерной роли, запечатление мужского и женского образа для того, чтобы в дальнейшем ему соответствовать.
Как известно, личность ребенка формируется в общении и игре. Играя, дети учатся взаимодействовать с окружающими, совершенствуют социальные умения и навыки, «примеряют» на себя те или иные роли. Присмотримся к детским играм. Во что обычно играют мальчишки? Они постоянно разбираются, кто быстрее, сильнее, смелее, бегая наперегонки, залезая на деревья и заборы, перепрыгивая через канавы... Кроме того, во все времена их забавы имели не только соревновательный, но и воинственный характер. Лет 30 назад они играли в партизан, сейчас отражают атаки трансформеров и повторяют подвиги черепашек-ниндзя – так или иначе мальчишеские игры связаны и нападением и защитой. И это неудивительно – ведь роль мужчины во взрослой жизни – активность и защита. Мужчина – добытчик. Его прерогатива – обеспечить семью жильем, заработать денег, выполнить физически тяжелую работу. Кроме того, он ответственен за организацию связей своей семьи с внешним миром и его функции - договариваться, организовывать, решать те или иные проблемы…
Роль женщины – осваивание тех ресурсов, которые добыл мужчина. Он построил/купил/арендовал дом, а женщина подобрала мебель, приобрела посуду, повесила шторы и т.д. Мужчина принес продукты – женщина приготовила из них обед. Мужчина заработал денег, женщина придумала, как их потратить для пользы и удовольствия всех членов семьи. Также роль женщины заключается в ответственности за психологический комфорт дома; в создании уюта, как бытового, так и морального, эмоционального; в оказании заботы, поддержки, сочувствия; в проявлении любви, признательности, принятия. Именно поэтому девчоночьи игры связаны с теми или иными бытовыми аспектами: «дочки-матери», «гости», «вечеринка», «магазин», «больница» и т.д.
Наблюдая за родителями, ребенок принимает как данность, как аксиому, что папа проявляет активность, ставит перед собой цели и достигает их, добивается задуманного, способен защитить, помочь, научить. К нему можно обратиться за помощью, советом, инструкциями, рекомендациями. А мама – мягкая, добрая, нежная, заботливая, создает комфорт и уют. С ней рядом спокойно, приятно, можно расслабиться. К ней можно прийти с бедой и получить сочувствие, утешение, эмоциональный отклик, заботу, ободрение.
Если эти роли реализуются таким образом, то взаимоотношения складываются гармонично. Муж и жена дополняют друг друга и вместе с тем лидируют каждый в той сфере, где он наиболее компетентен. Например, у жены лучше получается готовить, а муж хорошо умеет клеить обои.
Если происходит инверсия (обмен местами, перевертывание) ролей, то возможны такие варианты:
А) Женщина стремится взять на себя мужскую роль. Она проявляет слишком много активности в организаторских вопросах, связанных с какими-либо внешнесемейными ситуациями. Все решения (явно!) – за ней. Женщина «пропадает на работе», демонстрируя, что основной добытчик в семье – она, отдает мужу команды, контролирует его и делает замечания. Таким образом, в семье появляются как бы два «мужчины» и они неизбежно начинают соперничать. Возникают ссоры и скандалы. Они, как правило, берут свое начало с бытовых вопросов, а впоследствии переходят на личностный уровень: претензии друг к другу, оценивание, навешивание «ярлыков». Все это часто приводит к ухудшению отношений вплоть до развода. И неудивительно, ведь двое «мужчин» в семье ужиться не могут. Семья – это союз Мужчины и Женщины.
Б) Мужчина занимает позицию, свойственную женской роли. Он робок, безынициативен, активности не проявляет, ответственность на себя брать не стремится, со всем соглашается, ничего не решает, зачастую своего мнения не имеет или же оно легко меняется под влиянием собеседника. Такой мужчина с готовностью отдает «бразды правления» жене. Если жена остается в своей женской роли, то в таких семьях, как правило, царит хаос и неустроенность, как в бытовых вопросах, так и в вопросах материального обеспечения и воспитания детей. Но чаще происходит полная инверсия гендерных ролей, когда женщина занимает мужскую позицию и выполняет мужскую роль (см. выше). Данная роль не соответствует женской природе и несовместима с женской позицией. Отсюда – внутренний конфликт, недовольство собой и окружающими, раздражение, чередующееся с унынием. Пытаясь «успеть и там, и тут», женщина тратит много энергии и нигде полностью реализоваться не может.
Что при этом происходит с детьми? Им не хватает любви, опеки, нежности, доброты, заботы, эмоционального принятия и поддержки – тех проявлений, которые присущи женской роли. Как известно, не получая чего-то, мы не научимся это отдавать другим. А значит, появится холодность, эмоциональная обедненность, неудовлетворенная потребность в любви. Такие дети часто проявляют агрессивность, не способны к сочувствию, испытывают трудности в общении, тяжело входят в новый коллектив.
При полной инверсии гендерных ролей мужчина – пассивен, мягок, безынициативен. Зачастую он не имеет «веса» и авторитета в семье. Это также не свойственно мужской природе. Поэтому в данных случаях мужчины часто дистанцируются: при первой же возможности стремятся исчезнуть из дома; а, находясь дома, занимаются исключительно собственными, отстраненными от семейных вопросов, делами (телевизор, газеты, гараж, сон и т.д); употребляют спиртное и т.д. В подобных ситуациях перед глазами ребенка мужчина, который не может защитить, обеспечить, помочь, дать дельный совет. Детям не хватает ощущения стабильности, убежденности в том, что окружающий мир безопасен настолько, что его можно осваивать. Как следствие, появляется тревога, неуверенность в себе, заниженная самооценка, защитная агрессия, замкнутость, зажатость, боязливость.
Если произошла полная или частичная инверсия ролей, то необходимо в процессе переговоров разобраться, какие сферы жизнедеятельности семьи берет на себя каждый супруг (с учетом природных различий мужской и женской роли). При этом стоит учитывать особенности темперамента. Например, не следует жене-холерику подгонять мужа-флегматика: быстрее выполнять поставленную задачу он вряд ли будет, скорее всего, расценит поведение жены как руководство и контроль. Также полезно отслеживать собственные чувства и реакции: не связано ли желание «всюду успеть», за всем проследить с повышенной личностной тревогой, недоверием к супругу? Кроме того, необходимо проговаривать вслух в доброжелательной форме свои желания, стремления, мечты, впечатления. Мужчины более прагматичны, рациональны и конкретны, они не всегда способны догадаться о том, что думают жены по тому или иному поводу, чего они хотят и что им не нравится. В результате у женщины может появляться ощущение, что ею пренебрегают, ее отвергают. На самом деле мужчина просто не знает, чего от него ждут в данный момент.
Если ребенка воспитывает один родитель, то, желая дать ему все, он зачастую стремится быть и папой, и мамой. Это приводит к тому, что ребенок не получает четкого представления ни о мужской роли в семье, ни о женской. Например, мама, воспитывающая сына одна, обеспечивает, договаривается, контролирует, решает сложные вопросы… Конечно, избежать этого полностью невозможно. Но в тех ситуациях, когда она может «побыть женщиной», нужно следовать женской роли: просить о помощи окружающих и принимать ее, адекватно реагировать на знаки внимания, быть нежной, доброй, мягкой, открыто выражать эмоции, заботиться о себе, своем здоровье и внешности и т.д. А недостающую мужскую роль реализовывать с помощью мужского образа. Это может быть дедушка, старший брат, дядя, крестный и т.д. Здесь ребенок будет знакомиться с паттернами поведения, которые присущи мужчинам (мальчик - прямо наследовать их, девочка – изучать и получать опыт взаимодействия). Если в ближайшем окружении ребенка нет кандидата на эту роль, то можно создать собирательный образ Мужчины, употребляя в беседах с ребенком такие словесные интервенции, как: «мужчины – это те, кто…», «мужчины поступают…», «мужчины делают…», «мужчины не делают…» и т.д. Таким образом, в собирательный мужской образ можно закладывать моральные ценности, убеждения, установки, составляющие, по мнению мамы, канву личности достойного, сильного, адекватного, успешного мужчины, которым каждая мать хочет в будущем видеть своего сына. Аналогичный принцип действует и в тех ситуациях, когда детей растит только отец. Только здесь создавать или подыскивать среди ближайшего окружения нужно будет образ Женщины.
Воспитывая ребенка самостоятельно, не стоит считать, что это неизменно и так будет всегда. Искать кандидата на роль мужчины, папы, мужа (или жены и матери для своих детей) можно и нужно. При этом следует не только проявлять осмотрительность, но и внутренне настраивать себя на положительное развитие событий. Ведь, ожидая от жизни позитива, мы в итоге получаем его.
Елена Рябчикова, детский психолог.