Журнал для родителей Мамам и Папам - вернуться на главную страницу сайта
Занимательный и познавательный сайт для молодых родителей
Главная страница Контакты

ЖДЕМ МАЛЫША

ЗДРАВСТВУЙ МИР

ПЕРВЫЕ ШАГИ

ДЕТСКИЙ САД


... игры бывают разные

Дети и компьютер

Компьютер для детей давно уже перестал быть неким прибором «из мира взрослых». Современные малыши довольно рано знакомятся с этим достижением научно-технического прогресса и очень быстро начинают его осваивать. Сейчас уже трудно представить себе процесс развития и обучения детей без компьютерных технологий. С каждым годом появляется все больше и больше различных развивающих игр, обучающих программ, позволяющих совершенствовать внимание, память, восприятие, мышление, логику, воображение, творческие способности, речь, знакомить ребенка с цифрами и буквами, изучать иностранные языки. Учебная деятельность в школе также неразрывно связана с информационными технологиями. Вместе с тем, компьютер не является игрушкой и, если с ним обращаться неправильно, может приносить не только пользу, но и вред.

сколько времени можно ребенку проводить за компьютером«Мам, можно я за компьютером посижу?» Распространенная фраза, не так ли? Главная опасность здесь притаилась в слове «посижу». Ведь детям свойственно двигаться и в норме двигательная активность дошкольника, в частности, должна занимать не менее 6 часов в сутки! Благодаря этому развивается крупная моторика, координация движений, укрепляется мышечный корсет, слаженно функционируют все системы организма. Недостаток движения приводит не только к ослаблению костно-мышечной системы, но и к уменьшению объема вдыхаемого воздуха, ухудшению кровообращения (особенно в нижней части туловища) и, следовательно, кислородному голоданию тканей. Поэтому обязательно нужно следить за тем, сколько времени ребенок активно двигается и сколько времени проводит, сидя за компьютером. Для малыша 4-5 лет оптимально – не более 15-20 минут в день, для младшего школьника – 30 минут. Для детей 2-3 летнего возраста нежелательно использовать компьютерные задания и игры. Их успешно можно развивать и обучать другими, не менее эффективными, но при этом безвредными способами, например, с помощью детских книг, раскрасок, шнуровок, кубиков, «умных дощечек», разноцветных пирамидок, музыкальных игрушек и т.д.

Как известно, дети – народ увлекающийся. Занимаясь интересным делом, они забывают обо всем на свете, в том числе и о своем самочувствии. Поэтому обязательно нужно контролировать пребывание ребенка за компьютером. Ведь произвольная регуляция деятельности у него сформирована еще недостаточно. Вряд ли можно ожидать, что малыш будет соблюдать основные гигиенические правила работы за компьютером: время от времени менять позу, следить за осанкой, часто моргать, периодически переводить взгляд с одного объекта на экране на другой, устраивать перерывы и физкультминутки. Так что, знакомя детей с этим чудом техники, обязательно проводите своеобразный инструктаж, обучая данным приемам. И, конечно, соблюдайте их сами, работая за компьютером, просматривая фильмы или передачи, общаясь с друзьями в сети или играя. Помните о том, что родители для детей – самый сильный, яркий и важный пример для подражания.

«Ну можно я еще немножечко поиграю, ну пожалуйста!» Зачастую очень трудно «оторвать» малыша от любимого занятия. Во многих случаях это вызывает слезы, истерики, обиды. Как их преодолеть? Дело в том, что дети основную часть времени проводят, играя. Игра - это основная деятельность дошкольника и довольно важная часть жизни младшего школьника. Понимание того, что играть можно лишь недолго, что игру необходимо прекратить, вызывает у ребенка самый настоящий стресс. Во избежание подобных трудностей с самого начала четко и безоговорочно объясните ему, что это устройство – не игрушка. Пусть малыш играет в реальные, а не виртуальные игры. А компьютер использует для того, чтобы чему-то научиться, узнать что-то новое. Поэтому, собираясь позаниматься с ребенком за компьютером, желательно говорить ему о том, что вы сейчас будете учиться. Кроме того, сразу четко обозначайте, сколько времени это займет. Поверьте, дети сами очень быстро поймут, что эти занятия очень интересные и веселые. Ведь большинство развивающих программ построены с участием сказочных персонажей, оформлены ярко, красочно и выглядят очень даже привлекательно. Гораздо сложнее не замотивировать малыша осваивать новые знания и навыки с помощью компьютера, а приучить его к определенному регламенту таких занятий.

Выбирая развивающие программы, обратите внимание на их цветовое и звуковое оформление. Дело в том, что нервная система ребенка, его органы зрения и слуха еще незрелы и поэтому очень восприимчивы к нагрузкам. Слишком яркие цвета, резкие звуки или непрерывное музыкальное сопровождение, быстрое перемещение объектов по экрану будет вызывать переутомление и ухудшать работу этих систем. Кроме того, большое значение имеют сюжетные линии программ. Лучше использовать те, которые не содержат в себе разрушительных, агрессивных моментов: застрелить кого-то из персонажей, потопить корабль, разрушить дом и т.п. Так называемые «бродилки» (квесты) тоже целесообразно отложить, по крайней мере, до подросткового возраста: они довольно длительны и сложны, что будет перегружать психику ребенка и вызывать усталость. Хорошо, если обучающая программа разделена на несколько небольших самостоятельных частей. Так малыш сможет за отведенное ему время полностью выполнить отдельный фрагмент и у него не останется ощущение незавершенности. Конечно, лучше заранее полностью просмотреть выбранные программы, чтобы оценить их со всех сторон и отобрать подходящие варианты.

Не стоит оставлять ребенка одного за компьютером дольше 2-3 минут, несмотря на то, что он хорошо справляется с заданием сам. Дети всему учатся очень быстро. Кто знает, какой каталог, папку или файл захочет открыть ваше чадо, когда вы ушли на кухню или прилегли отдохнуть? Особенно, если компьютер, ноутбук или планшет имеет выход в интернет: там буквально за считанные секунды на ребенка может обрушиться шквал ненужной и даже вредной информации. Кроме того, установленный с самого начала четкий регламент («для тебя в компьютере – только развивающие задания») поможет избежать споров по данному вопросу в дальнейшем.

Каждый раз, позанимавшись за компьютером, подведите итог занятия. Поговорите с ребенком о том, что он делал, узнайте, что ему больше всего понравилось, что, по его мнению, лучше всего получалось, чему он научился в этот раз. Пусть расскажет, что происходило с персонажами развивающей программы, выразит свое отношение к каждому из них. Такие беседы не только совершенствуют память, речь, эмоциональную сферу, способствует формированию образа «Я» и самооценки, но и помогает гармонизировать отношения родителей и детей. Ребенок будет чувствовать эмоциональную включенность взрослых, их искренний интерес к его делам, а также заботу и поддержку.

Все мы родом из детства. Не секрет, что многие взрослые дяди и тети не прочь немного поиграть после работы. И нередко выбирают для этого не самые добродушные игры: отстреливают виртуальных монстров, отвоевывают сокровища у пиратов, спасают принцессу от злобных чудовищ… Возможность «повоевать» немного за компьютером позволяет выплеснуть накопившиеся негативные эмоции, снять стресс. Но лучше, если дети не будут этого видеть. Ведь действия родителей для них – пример для подражания. А дифференцировать события реального и виртуального мира в достаточной степени малыши еще не умеют. Поэтому, увидев проявления насилия на экране, малыши запросто могут воспроизводить агрессивные действия в своей жизни, ломая игрушки, мучая домашних питомцев, обижая товарищей. И при этом будет нелегко объяснить ребенку, почему «папе там – было можно, а мне здесь – нельзя».

Для многих современных детей компьютер – вожделенное устройство. Но все же не стоит использовать его в качестве меры поощрения и наказания. Компьютерные игры и занятия и так слишком привлекательны для ребенка, а делая их предметов торга, мерилом хорошего или плохого поведения ребенка («Не уберешь игрушки – компьютера не видать тебе, как своих ушей!», «Ты наказан – неделю без компьютера»), можно еще сильнее «привязать», зациклить ребенка на нем. Вследствие этого дети начинают совершать те или иные поступки с оглядкой не на нравственные ценности, не на пример авторитетных людей, а на возможность получить доступ к желанному чуду техники или лишиться его. Пусть компьютер присутствует в жизни ребенка как средство для увлекательного, веселого получения знаний, умений и навыков. А для коррекции поведения лучше использовать другие способы.

Елена Рябчикова, детский психолог.

Экотрениг На вольных хлебах
Журнал для родителей Мамам и Папам
Главная страница   •   Календарь беременности   •   Контакты
Copyright ® 2007. Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка вида
Сайт для родителей Мамам и Папам обязательна!