Журнал для родителей Мамам и Папам - вернуться на главную страницу сайта
Занимательный и познавательный сайт для молодых родителей
Главная страница Контакты

ЖДЕМ МАЛЫША

ЗДРАВСТВУЙ МИР

ПЕРВЫЕ ШАГИ

ДЕТСКИЙ САД


... игры бывают разные

К школе готовы?

«А ваш ребенок готов к школе?» - «О, да, он уже читает и пишет. И, между прочим, до ста считает!» Для многих родителей именно навыки чтения, письма и счёта являются критериями готовности к школе. Но это понятие гораздо более многогранно и включает в себя несколько аспектов. Это и состояние здоровья, и уровень физиологической зрелости, уровень развития психических процессов, определенный запас знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения, уровень мотивационной готовности и социальной компетентности. Чем полнее этот набор, тем легче будет ребенку освоиться в первом классе.

подготовка ребенка к школеВ школе первокласснику предстоит интересная, но вместе с тем непривычная и сложная работа, связанная с физическими усилиями и нервным напряжением. Выдержать 35-минутный урок, выполнить в точности все указания учителя, удерживать внимание, несмотря на обилие отвлекающих факторов вокруг – это немаленькая нагрузка для ребенка. Для того, чтобы с ней справиться, ему необходимо обладать хорошо сформированными механизмами саморегуляции, самоконтроля, уметь анализировать свои действия, подчинять мотив «хочу» мотиву «надо», проявлять терпение и выдержку. Искусственно форсировать физиологическую зрелость вряд ли возможно. Ведь темпы развития у всех детей разные. Кроме того, большое значение имеет тип темперамента, особенности характера, стиль семейного воспитания. Но помочь ребенку «дозреть» до школьной жизни вполне реально. Организуйте для него режим дня, разумно регламентируйте игровую и учебную деятельность ребенка, предъявляйте ему посильные требования, давайте интересные поручения и обязательно хвалите за успехи. Также полезными будут:

- различные игры с правилами, где необходимо неукоснительно соблюдать все условия;

- сюжетно-ролевые игры, в которых каждый участник выполняет определенную функцию;

- игровые задания с тайм-аутом, где ребенок отвечает на вопрос или выполняет какое-либо действие только после того, как сосчитает до трех или услышит команду «Говори!»

Состояние здоровья будущего первоклассника – очень важный аспект. У ребенка с какими-либо неврологическими нарушениями или соматическими хроническими заболеваниями ресурсов организма меньше, поэтому выдерживать учебные нагрузки ему, скорее всего, будет сложнее. Такие детки быстрее устают, у них меньше объем внимания и хуже память, слабее эмоциональная устойчивость, что будет отрицательно сказываться на школьной успешности. Поэтому, готовясь к школе, нужно обязательно пройти полное медицинское обследование, а в случае выявления проблем со здоровьем – выполнить все назначения врача. Кроме того, укреплению физического и психического здоровья способствует режим дня и оптимальное распределение всех занятий (в одно и то же время засыпать, просыпаться, кушать, играть, учиться), полноценное питание (фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, рыба, злаки, травяные чаи), достаточный сон (10-12 часов в сутки), закаливание и занятия спортом (утренняя зарядка, спортивные кружки, плавание), достаточная двигательная нагрузка и физическая активность (прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, походы, посильный физический труд).

Для успешного усвоения знаний в школе необходимы развитые на хорошем уровне внимание, слуховая и зрительная память, слуховое и зрительное восприятие, пространственное и логическое мышление, достаточный словарный запас и связная речь, способность произвольно регулировать свою деятельность и поведение. Благодаря этому полученные знания будут легко и прочно закрепляться. Проводя развивающие занятия с детьми, стоит помнить о том, что 6-летний ребенок это еще «человек играющий». Лучше всего он усваивает все новое в игровой форме. Оптимально, если ребенок будет заниматься 20-30 минут, не больше. А если он непоседлив, то можно сократить время занятия до 15-20 минут. Это поможет предотвратить утомление и, как следствие, отвращение к учебе. Развивать познавательную сферу можно как с помощью разных пособий, так и в повседневной жизни, не организовывая специальных занятий. Итак, играем!

Игра «Запрещенное слово». Развивает слуховое восприятие (умение «слушать и слышать»), слуховую память и внимание. Нужно загадать слово, которое будет под запретом. Затем взрослый называет любые слова, среди которых периодически появляется запрещенное. Каждый раз, услышав его, ребенок должен хлопнуть в ладоши или подать какой-то другой сигнал.

Игра «Путаница». Развивает зрительное восприятие (умение «смотреть и видеть», замечать мелкие нюансы), пространственное мышление, внимание. На полу нужно разложить несколько лент, по-разному перекрещивающихся между собой. Пусть ребенок проследит путь каждой из них от начала до конца. То же самое можно проделать, нарисовав на бумаге несколько «запутанных» полос и предложив ребенку провести пальцем по каждой из них.

Игра «Поймай букву». Полезна для развития внимания, зрительного восприятия, произвольности психической деятельности (умения направлять и координировать свои действия в соответствии с инструкцией). Для этой игры сгодится обычная газета (желательно тот ее участок, где есть крупный шрифт). Ребенок должен вычеркнуть все буквы О (или какие-то другие, заранее задуманные взрослым) в тексте.

Игра «Фотограф». Развивает внимание, зрительную память, зрительное восприятие, пространственное мышление. Можно играть всей семьей, с друзьями или вдвоем, используя игрушки. Готовясь к фотосъемке, участники игры наряжаются и рассаживаются так, как им нравится или так, как считает нужным «фотограф». «Сделав снимок», он идет в другую комнату «проявлять пленку», а тем временем участники меняются местами, переодеваются или изменяют позы. Вернувшись, «фотограф» должен обнаружить, что изменилось за время его отсутствия.

Игра «Влево-вправо» хорошо подходит для развития пространственного мышления, способности понимать словесные инструкции, а также координации движений. В нее можно играть вдвоем или группой. В последнем варианте дети становятся друг за другом и по команде ведущего прыгают влево, вправо, на месте, вперед, назад, приседают, поднимаются на носочки.

Игра «Что слышно?» хорошо развивает слуховое восприятие, способность абстрагироваться и сосредотачиваться. Во время прогулки предложите ребенку прислушаться и назвать те звуки, которые он в данный момент слышит. Очень удобно играть в эту игру по дороге в детский сад. Для развития фонематического слуха (умения различать звуки в словах) интересными и полезными будут различные словесные игры. Пусть ребенок попробует «оторвать» от какого-либо слова последнюю букву и назвать то, что получилось в результате. Например, «колесо» - «колес», «чашка» - «чашк» и т.д. Также можно называть ребенку созвучные слова: пусть назовет, какие звуки «поменялись местами» (например, коСа – коЗа, Дверь – Зверь, Чётко – Щётка и т.д.)

Также по дороге в садик можно поиграть в «Почемучки». Эта игра развивает логическое мышление, связную речь, умение аргументировать свою точку зрения, способствует расширению словарного запаса. Разговаривая с ребенком, попробуйте поменяться с ним местами: теперь вы будете Почемучкой, а он попробует отвечать на ваши вопросы «Почему?», «Как?», «Откуда?», «Для чего?» и т.д. Если ребенок испытывает трудности в придумывании ответов, то поначалу лучше выбирать темы, ему интересные, например, касающиеся его любимого занятия. Можно поспорить с ним: пусть учится отстаивать свое мнение, аргументировать его. Для развития логического мышления хорошо использовать игры, в которых нужно объединить несколько предметов по какому-либо признаку и назвать обобщающим словом. Большинство детей к 6-7 годам отлично знают, какие предметы относятся к транспорту, какие – к посуде, продуктам, одежде и т.д. Попробуйте усложнить задание: пусть ребенок попробует объединить предметы, на первый взгляд, не схожие между собой. Например, помидор, арбуз, мяч, клубок ниток – имеют круглую форму; плита, холодильник, хлеб, чашка, нож – находятся на кухне. Также развивает логическое мышление игра «Четвертый – лишний». Здесь ребенку нужно выделить один предмет из группы, который отличается от остальных, а потом объяснить свой выбор.

Слуховую память, связную речь, умение логично рассуждать хорошо развивает заучивание стихов, пересказ сказок, небольших историй. На первых порах запоминать легче, если сопровождать пересказ мимикой и пантомимой (ассоциативное запоминание). Если ребенок, пересказывая, забыл что-то, можно ему подсказать не словами, а жестами.

Готовя ребенка к школе, важно развивать мелкую моторику. Именно это очень пригодится ему при обучении письму. Кроме пальчиковых игр, которых существует множество, можно перебирать крупу, завинчивать и отвинчивать крышки от бутылок, банок; нанизывать бусинки; рисовать карандашами, мелками, красками; лепить из глины, пластилина, солёного теста, снега, мокрого песка; выкладывать картины из мелких камушков; делать различные аппликации, в том числе и из природных материалов; вырезать; застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, липучки; завязывать шнурки. Очень интересно играть в теневой театр. Например, если соединить большой и указательный палец, а остальные расставить веером, то на стене появится тень попугая. А если большой палец отставить вверх, указательный согнуть, а мизинец подвигать вверх-вниз, то можно увидеть тень лающей собаки.

С поступлением в школу меняется круг общения ребенка. Появляются новые знакомые, с которыми нужно подружиться, найти общий язык. Поэтому очень важно развивать у детей коммуникативные навыки. Как познакомиться, что сказать, если нужна помощь, как поступить, если обижают – всему этому их нужно учить. Кроме общительности, полезным навыком является умение конструктивно разрешать конфликты: уступить, если нужно, защитить свои интересы в случае необходимости, корректно выражать свое несогласие с чем-либо, уметь прощать и снисходительно относиться к чужим недостаткам и слабостям.

Мотивационная готовность предполагает формирование у ребенка «внутренней позиции школьника». Это понимание того, зачем идти в школу и учиться, готовность принять роль ученика и соответствовать ей, стремление получать знания. Доказано, что школьная мотивация низка или отсутствует у тех детей, с которыми мало занимаются взрослые, которые еще не прочувствовали удовольствие от обучения чему-то новому. Поэтому необходимо рассказывать будущему первокласснику о том, зачем ему идти в школу, заинтересовывать его учебной деятельностью, формировать познавательный интерес, создавать ситуацию успеха во время занятий.

Самостоятельность – еще один навык, который пригодится ребенку в школе. Ведь теперь он сам должен переодеться в раздевалке, подготовиться в классе к уроку, ничего не забыть, собираясь домой. И все это – в коллективной суматохе. Поэтому стоит позаботиться заранее о том, чтобы ребенок умел справляться с застежками, шнурками и змейками, следить за своими вещами, доводить начатое дело до конца.

Все родители переживают, достаточно ли знаний, умений и навыков у будущего первоклассника. Стоит помнить, что важен не только их объем, но и то, как ребенок оперирует ими. Так, гораздо полезнее уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке, ориентироваться, какое число больше, а какое меньше, иметь представление о природе своей страны, чем, к примеру, считать до ста или перечислять на память столицы европейских государств. Кроме того, ребенок должен помнить свой адрес, знать элементарные вещи о себе, о людях, о мире, хорошо ориентироваться в пространстве (справа, слева, впереди, сзади, между, за, над, под, наискосок, рядом). Значительно важнее не умение хорошо читать, а способность понимать прочитанный ребенком или взрослыми текст, улавливать его суть. То же самое касается словарного запаса. Хорошо, если ребенок знает много слов, но нужно уметь правильно их применять. А кроме того – ясно и логично выражать свои мысли, вести диалог, к месту использовать те или иные словесные обороты.

Готовиться к школе лучше заранее. Для формирования некоторых нужных качеств (например, самостоятельности или воли) понадобится не один месяц. Поэтому необходимо к этому вопросу подходить вдумчиво, ответственно и со всех сторон. Тогда переход к школьному обучению не будет стрессом ни для ребенка, ни для родителей.

Елена Рябчикова, детский психолог.

Экотрениг На вольных хлебах
Журнал для родителей Мамам и Папам
Главная страница   •   Календарь беременности   •   Контакты
Copyright ® 2007. Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка вида
Сайт для родителей Мамам и Папам обязательна!