Журнал для родителей Мамам и Папам - вернуться на главную страницу сайта
Занимательный и познавательный сайт для молодых родителей
Главная страница Контакты

ЖДЕМ МАЛЫША

ЗДРАВСТВУЙ МИР

ПЕРВЫЕ ШАГИ

ДЕТСКИЙ САД


... уроки общения

Учимся общаться

Человек – существо социальное. И потребность в общении является для людей одной из главных. Общаться с окружающими ребенок начинает задолго до того, как произнесет свое первое слово. Будучи еще в утробе матери, малыш реагирует на обращенные к нему слова и ласковые поглаживания. И уже с первых месяцев жизни он активно познает мир человеческих взаимоотношений: улыбается маме и папе, протестует, когда его хотят взять на руки незнакомые люди, нежно лепечет, играя с бабушкой, настойчиво кричит, требуя помощи… На данном этапе основная функция общения - обмен эмоциями. Ребенок воспринимает от близких людей информацию о том, что его любят, им дорожат, он ценен и важен. Воспринимая ее, он получает ресурсы для дальнейшего развития. Отражая ее - устанавливает положительную связь с внешним миром. Поэтому необходимо разговаривать с младенцем уже с первых дней его жизни, например, комментировать свои действия во время массажа, гимнастики, переодевания, кормления, уборки, встречи гостей и т.д. Общаясь с ребенком постарше, можно описывать картинки в книжках, игрушки. В общем, не важно, что именно вы говорите детям, важны интонации, мимика, прикосновения. Они несут основной массив необходимой малышу информации. Также имеет значение согласованность вербальных (словесных) и невербальных сигналов. Ведь ребенок пока воспринимает не столько смысл слов, сколько нежный тон голоса и ласковую улыбку.



Лет до 2,5-3х общение у детей носит предметный характер. Это связано с тем, что ведущий вид деятельности в данном возрасте – предметно-манипулятивная. Малышам интересно что-то делать с любыми попадающими в поле зрения объектами (не всегда это игрушки): катать машинки, собирать и разбирать пирамидки, башенки, сортеры с вкладышами, стучать молоточками, перебирать папины инструменты, бабушкины клубочки, тетради старшего брата и т.д. Взаимодействовать в игре с другими детьми они еще не умеют, играют «рядом, но не вместе», и, даже находясь, в кругу сверстников, в основном, манипулируют каждый со своей игрушкой. Малыши стремятся на детскую площадку не столько для того, чтобы что-то делать вместе, сколько с целью заполучить чужую (неизведанную, а, значит, очень интересную) вещь. Таким образом, в этом возрасте общение сводится к предметному обмену. Конечно, в его процессе часто возникают столкновения и конфликты. Дело в том, что дети в этом возрасте живут в формате «здесь и сейчас». Поэтому такие понятия как «поделись с мальчиком, он поиграет и потом отдаст» пока трудны для их понимания. К счастью, внимание у малышей еще неустойчивое: ребенка легко отвлечь, заинтересовать чем-то другим. Это позволяет гасить детские ссоры «в зародыше», не допуская драк за «собственность».

Трудности в общении 2-3хлеток могут также возникать из-за недостаточно развитой речи. Дети, которые еще плохо и мало говорят, стремятся выразить свои чувства действиями, но, к сожалению, их арсенал пока не очень широк. В основном это действия защитного характера. Вот и получается, что вместо слова: «Отдай!» двухлетний ребенок стукнет соперника лопаткой по голове, вместо слов: «Давай поиграем» - толкнет или обсыплет песком… Как с этим бороться? Во-первых, комментировать и объяснять поступки малыша и его товарищей по играм. А, во-вторых, пресекая агрессивные действия, предлагать приемлемую альтернативу: «Не надо драться. Погладь мальчика». В-третьих, развивать речь, обучая в первую очередь простым словам «дай», «нет», «иди», «не надо», «на», «моё», а также языку жестов.

Особенности общения в 2-3хлетнем возрасте нередко являются причиной того, что детские площадки превращаются в бойцовский ринг, а сама прогулка – в череду столкновений со слезами и обидами. Вместе с тем, это очень важный для личностного развития этап, когда дети учатся взаимодействовать с окружающими, понимать их, считаться с их желаниями. И не стоит отказываться от него из-за подобных сложностей. Иначе, попав в детский коллектив в более старшем возрасте, ребенок не будет обладать необходимыми навыками и умениями совместной деятельности.

Малыш растет, развивается и в какой-то момент ему уже становится интересно непосредственное общение с другими детьми. Обычно всплеск такого интереса приходится на возраст от 3,5 до 4-х лет. Здесь возникают свои трудности. Четырехлетки очень хотят играть вместе, они много и часто контактируют друг с другом, но еще не умеют взаимодействовать приемлемым образом. Так, играя в «догонялки», они сбивают соперника с ног, вместо того, чтобы просто коснуться его ладонью. Заметив, что башня соседа выше его собственной, ребенок запросто может разрушить ее, вместо того, чтобы добавить еще пару ярусов к своей. Основная причина конфликтов (как с детьми, так и со взрослыми) – неумение видеть причины своих и чужих поступков и прогнозировать их последствия. Из-за этого в данном возрасте так часты детские ссоры «без начала и конца»: «А он меня первый ударил! Нет, это он меня толкнул! А он у меня машинку забрал!» Поэтому, поясняет психолог www.mamam-papam.ru, очень важно учить детей выстраивать причинно-следственные связи между событиями, понимать, к чему может приводить то или иное действие: «Если ты возьмешь Петин трактор без спроса, он его у тебя отберет. Надо спросить разрешения», «Если ты оттолкнешь Машу от песочницы, она даст сдачи и тебе будет больно. Лучше подойди с другой стороны, там есть свободное место».

Помимо агрессивности, в 3-4хлетнем возрасте часто появляется другая проблема: стеснительность. Как правило, стеснительные детки либо копируют родительские модели поведения, либо не обладают достаточными навыками общения, либо получили негативный опыт ранее и теперь боятся его повторения. В любом случае, необходимо учить малышей, что нужно сказать при знакомстве, как пригласить поиграть, как поступить, если у ребенка забрали игрушку или ему самому хочется взять чужую вещь, что сделать, если случайно кого-то зацепил и т.д. Все это нужно не только рассказывать ребенку, но и проговаривать вместе с ним вслух, например, в сюжетных сценках с участием игрушек. Таким образом, полученные знания будут закрепляться на практике в «безопасной» ситуации.

Со временем общение детей становится все более развернутым и содержательным. В 4-5летнем возрасте ведущим видом деятельности у малышей выступает сюжетно-ролевая игра, в которой они ссорятся и мирятся, сотрудничают и соревнуются, пытаются договориться и найти компромисс. Таким образом, дети не только учатся устанавливать и поддерживать дружеские отношения, но и осваивают способы конструктивного разрешения конфликтов, что является одной из составляющих коммуникативной сферы. Где нужно уступить и поделиться, где лучше договориться, а где стоит защитить свои интересы – для ребенка это непростой выбор. И очень важно научить его использовать соответствующую стратегию поведения в той или иной ситуации. Кроме того, в этом возрасте может вновь появиться проблема недостаточности словарного запаса. Необходимо пополнять его новыми, развернутыми и более сложными словесными оборотами, а также учить детей правильно употреблять их. Ребенку будет легче находить общий язык с окружающими, если он может выражать свои мысли полными фразами, говорить от своего имени, давать пояснение своим намерениям и поступкам.

К 6-7 годам у детей уже, как правило, есть стойкие дружеские привязанности. Причем ребенок вполне может объяснить свой выбор: «Катя мне нравится, потому что с ней интересно разговаривать, она столько всего знает!», «Я не хочу с этим мальчиком дружить, он хвастун и жадина». Если же малыш никак не может завести друзей, можно поинтересоваться у него, кто именно из знакомых сверстников ему нравится и почему; чем интересным он мог бы заняться с ребятами и что для этого требуется. Кроме того, для установления и поддержания дружеских связей очень полезным является навык вести диалог: выслушивать собеседника, вникать в смысл его слов и отвечать в контексте обсуждаемой темы. В формировании этого качества большую роль играет умение слушать и слышать: правильно воспринимать обращенную к ребенку речь и адекватно реагировать на нее.

Развивая коммуникативные навыки, очень важно формировать культуру общения у детей. Так, разговаривая с ними, взрослым нужно следить за разнообразием и правильностью собственной речи, чаще использовать «вежливые слова», говорить комплименты. Ведь ребенок во многом подражает взрослому и если слышит речь искаженную, с неправильно построенными фразами, грубыми словами, недоброжелательными интонациями, то может повторять это в общении с друзьями. В свою очередь, низкая культура речи, бедность и несогласованность высказываний могут вызывать непонимание и отвержение со стороны сверстников.

К 6-7 годам у ребенка уже формируется морально-этическая сфера. И это имеет самое прямое отношение к общению. Ведь ребенок, способный сопереживать, оказывать помощь и поддержку, проявлять эмпатию, заботу и сочувствие для сверстников очень привлекателен и ценен как друг. К нему тянутся, с ним хотят играть, он становится лидером в детской компании, потому что с ним безопасно и спокойно. Он не станет смеяться при виде упавшего в грязь товарища, а поможет ему встать; не станет дразнить плачущего малыша «плаксой-ваксой», а спросит, что случилось. Но здесь часто таится еще один «подводный камушек». Нередко дети с хорошо сформированными моральными принципами слишком серьезны. Они не умеют шутить и это может нарушать их взаимопонимание со сверстниками. Поэтому полезно учить ребенка понимать юмор, принимать шутливые высказывания и адекватно реагировать на них, а также проявлять тактичность при подшучивании над другими.

Обычно под общением подразумевают обмен информацией. В более широком смысле это способность успешно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром. И формируется она только при активном, постоянном и непосредственном участии взрослого.

Елена Рябчикова, детский психолог.

Экотрениг На вольных хлебах
Журнал для родителей Мамам и Папам
Главная страница   •   Календарь беременности   •   Контакты
Copyright ® 2007. Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка вида
Сайт для родителей Мамам и Папам обязательна!