Психологи утверждают, что окружающие воспринимают нас именно так, как мы позиционируем себя перед ними. А это зависит напрямую от того, как мы к себе относимся, то есть от самооценки. Она складывается из представления о себе, адекватного критичного отношения к имеющимся возможностям, веры в собственные силы и имеет 3 уровня:
• Завышенный или неадекватно высокий, когда восприятие себя не соотносится с реальными возможностями. Здесь имеет место переоценка своих умений, способностей, достижений.
• Нормальный или адекватно высокий. Основан на позитивном отношении к себе. При этом результаты деятельности, сильные и слабые стороны оцениваются человеком реалистично.
• Заниженный или низкий, когда человек не верит в себя, в свои силы, ощущает себя неспособным, слабым. Часто это сопровождается отсутствием уважения к себе и окружающим, недоверием к себе и миру.
Самооценка оказывает огромное влияние на все аспекты жизнедеятельности человека: взаимоотношения с окружающими, выбор профессии, места работы, спутника жизни… Ее формирование – процесс сложный и длительный, зависит от многих факторов. Некоторые психологи утверждают, что даже у взрослых восприятие себя не всегда устойчиво и может меняться вследствие различных воздействий. Вместе с тем, образ «Я» начинает формироваться еще в дошкольном детстве. Следовательно, родители могут активно влиять на этот процесс. Основное значение здесь имеет характер взаимодействия с наиболее близкими и авторитетными людьми.
В раннем возрасте образ «Я» формируется, исходя из отношения близких взрослых. Малыша балуют, нежат, ласкают, хвалят просто так, потому что он есть. И ребенок думает, что он хороший, потому что все вокруг так считают. Это дает ему силы жить дальше и изучать этот мир. Но пока он не умеет оценивать отдельные свои характеристики. Часто дети приписывают себе положительные, одобряемые взрослыми качества, даже если не обладают таковыми или не совсем понимают их смысл («Я очень сильный», «Я самый умный в группе», «Правда, я послушная?») Поэтому у большинства дошкольников самооценка завышена, что является нормальным для этого возраста. Кроме того, им еще трудно отделять свои действия от собственной личности в целом. «Сегодня я хорошая, потому что помогла маме помыть посуду. А вчера была плохая, потому что разбила вазу», - примерно так рассуждают дети-дошкольники. Именно поэтому они тяжело переносят сравнение со сверстниками. Ведь признать, что ты что-то сделал хуже, чем другой, значит, согласиться с тем, что ты в целом хуже его.
Со временем дети научаются дифференцировать свои поступки, действия, результаты деятельности и давать им оценку. Здесь огромное значение имеет мнение значимых людей: воспитателя, родителей, старших братьев и сестер. Хвалят ли они детские рисунки или неодобрительно качают головой? Восхищаются ли удачно забитыми голами или не придают этому значения? Заставляют извиниться перед товарищем, которого обидел, или не обращают внимания на то, что произошла ссора? Опираясь на оценки авторитетных взрослых («Это хорошо, а это плохо», «Это у меня получается здорово, а вот это не выходит»), дети начинают видеть свои «плюсы» и «минусы».
В школьном возрасте дети получают оценки не только родителей, но и учителей, одноклассников, родственников, знакомых и т.д. По мере взросления самовосприятие становится все более реалистичным, отражающим действительное положение вещей. Например, ребенок понимает, что решать задачи у него получается плохо. Зато он бегает быстрее всех в классе. В возрасте 6-7 лет мнение ребенка о себе уже может не совпадать с мнением о нем окружающих, что говорит о сформированности собственного образа «Я». На самооценку школьника также влияет то, какой статус он занимает в коллективе, как к нему относится учитель и однокласники. Так как ведущий вид деятельности в этом возрасте – учеба, то огромное значение имеет уровень успеваемости.
А вот для подростков решающим в формировании самооценки является факт принадлежности к группе и признание в кругу сверстников. Ведь ведущий вид деятельности у них – общение. Именно в общении с друзьями и приятелями подростки снова ищут свое «Я». «Хотят со мной дружить или нет, приглашают на дни рождения или игнорируют, выбирают для участия в коллективных мероприятиях или оставляют одного, разговаривают с интересом или посмеиваются», - эти вопросы и ответы на них являются очень важными для самовосприятия подростка.
Что способствует формированию достаточно высокой, но при этом адекватной самооценки? В первую очередь это реальные оценки взрослыми действий и достижений ребенка. Так, преувеличение взрослыми успехов малыша может приводить к появлению завышенной самооценки и повышенного уровня притязаний. Ребенок живет с убежденностью, что он – самый лучший и должен всегда во всем быть первым, поясняет психолог www.mamam-papam.ru. Он не склонен видеть свои промахи и ошибки, поэтому в ситуации, где дети сравнивают результаты своей деятельности, его может ожидать разочарование: «Оказывается, у Пети рисунок красивее, чем у меня. Но как же так, ведь мама говорит, что я рисую лучше всех?» Если же родители замечают лишь ошибки ребенка, делают акцент в основном на его недостатках, он начинает чувствовать себя неполноценным, слабым, неспособным. Это вызывает неуверенность в своих силах, блокирует стремление прилагать усилия, чего-то достигать. Ну а если нет достойных результатов, то и гордиться нечем… Поэтому целесообразно как хвалить детей, так и указывать на их промахи, при этом отделяя личность ребенка от его поступков. Очень важно проявлять безусловную любовь к ребенку, давать понять, что он нужен, ценен, значим для мамы и папы. Но вместе с тем, некоторые его действия родителями одобряются, а некоторые порицаются. Кроме того, лучше сравнивать результаты деятельности ребенка (рисунки, аппликации, пересказ сказок и стихов, поделки, конструкции, спортивные достижения и т.д.) не с чужими успехами, а с его собственными достижениями, полученными ранее: «Смотри, сейчас у тебя получается рисовать дерево гораздо лучше, чем это было осенью», «Какая высокая башня! Помнишь, раньше у тебя были башенки пониже, а теперь ты научился строить большие дворцы. Молодец!»
Также необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка (возраст, тип темперамента, состояние здоровья, интересы, склонности, предпочтения). Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть адекватными, отвечающими его актуальным возможностям или совсем немного превышающими их. Такое отношение мобилизирует детские ресурсы, придает уверенности, вызывает желание действовать. Если ожидания родителей слишком завышены, то малыш будет чувствовать себя несостоятельным, неуспешным. Например, не стоит требовать от ребенка-холерика усидчивости и вдумчивости; не надо заставлять малыша заниматься музыкой или иностранными языками, если это ему дается с трудом; бесполезно ожидать от 3-4хлетки чинного и благопристойного поведения в магазине игрушек…
Ребенок чувствует, что он – Личность, что он – есть, он – значим и важен, если прислушиваются к его мнению, с уважением относятся к его вещам, принимают во внимание его интересы и увлечения, признают его самостоятельность. Для формирования положительного самовосприятия необходимо достаточное количество внимания со стороны взрослого: не только участие и контроль, но и забота, поддержка, руководство. Адекватная самооценка формируется в семьях, где родители интересуются делами детей; оказывают помощь, если в этом есть необходимость; всегда готовы выслушать малыша и умеют с ним сотрудничать; поощряют инициативность и самостоятельность.
В общении с ребенком следует избегать обращений типа: «Ты всегда…», «Ты никогда…». Такие «ярлыки» блокируют стремление к самосовершенствованию. В разговоре с детьми очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, согласованность слов с мимикой и жестами. Малыши реагируют не только на содержание беседы, но и на ее тон, в котором ярко выражается отношение взрослого. Например, если хвалить ребенка строгим голосом, он просто не воспримет эти слова.
Необходимо помогать детям, если они нуждаются в помощи. Но если ребенок в состоянии справиться сам, то не стоит излишне его опекать. Преодоление трудностей дает ему возможность ощутить свой потенциал.
Недопустимыми являются резкие переходы от только положительных оценок к негативным, от строгого тона к ласковому заискиванию и наоборот. Это нарушает представление ребенка о себе и может приводить к неустойчивой самооценке, которая будет колебаться в зависимости от ситуации.
Дети с нормальной самооценкой уверены в себе, уравновешенны и эмоционально устойчивы, проявляют упорство в достижении поставленных целей, способны анализировать полученные результаты своей деятельности. Также они готовы к сотрудничеству, стремятся помогать другим. Оказываясь в ситуации неудачи, такие дети начинают искать причины своих ошибок и пути их исправления. Например, они могут выбрать менее сложное задание, обратиться за помощью. Положительные результаты деятельности побуждают их переходить к более сложным задачам. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.
Елена Рябчикова, детский психолог.