Большой теннис – один из модных современных видов спорта, куда родители стремятся пристроить своих чад. Прямо скажем, этот спорт не из самых доступных – на стоимости занятий сказывается прежде всего высокая аренда теннисных кортов, но потенциальное чемпионство отпрыска сулит сказочные гонорары... И надо отметить, наша страна в этом сильно преуспела – кто же не знает Шарапову, Дементьеву, Сафина?
Кому это надо?Решив отдать ребенка в секцию большого тенниса (впрочем, как и любого другого вида спорта), постарайтесь честно ответить на вопрос – «А самому ребенку этого хочется? Есть ли у него склонность и интерес к ракетке и мячу?» Это главный вопрос. На первом месте стоит развитие любви к теннису. Родители не должны насильно заставлять ребёнка ходить на корт, он сам должен стремиться играть. Поэтому необходимо стимулировать интерес ребёнка к теннису. И ни в коем случае нельзя идти на «подкуп», при котором пятилетнему ребёнку обещают купить шоколадку за каждую тренировку, а семилетнему за хорошие спортивные результаты платят деньги. Это очень сильно искажает базовые ценности и в результате калечит душу.
Многое в данной ситуации зависит от тренера. Его задача состоит в том, чтобы по окончании сезона (раньше вряд ли), месяцев через пять, ребёнок действительно увлёкся и полюбил теннис. «Это не уроки тенниса, это удовольствие» — такой должна быть мотивация у ребёнка, выработанная с помощью тренера. Ребёнок должен научиться играть для себя, а не за подарки, и не для родителей.
Тренировать, не дрессируяТеннис — психологическая игра, и нагрузка в нём в основном психологическая. Это один из самых «дёрганных» видов спорта. Только после того, как вы научили ребёнка искренне любить теннис, можно научить его работать. Причем не у каждого тренера это получается. Теннис требует больше учения «через голову». Не способом монотонного повторения каких-то движений, что часто всего происходит на кортах. Нельзя ругать детей, если что-то не получается. Необходимо добиться сознательного выполнения каждого упражнения или движения. Это не так сложно, как кажется. Однако очень часто тренеры не тренируют, а дрессируют. А зря.
Дети сейчас очень умные, к каждому нужен индивидуальный подход. Необходимо найти наилучший для каждого ребёнка способ восприятия — через ушки, через глазки. Кому-то нужно прикосновение руки. Это разные способы детского восприятия окружающего мира. У детей оно очень развито.
Маленький ребёнок действительно добьётся многого, если сам будет контролировать себя на корте, научившись следить за своими руками и ногами. Ребёнок уже в 5 лет способен понять и исправить свои ошибки. И тогда родителям не надо будет бегал за чадом, проигравшим матч, вокруг корта. Дрессурой и страхом чемпионов не воспитывают.
Дети, во-первых, должны хотеть что-то делать, а, во-вторых, понимать, что и для чего они делают.
Основа успеха – конкуренцияСчитается, что идеальный вариант подготовки тот, при котором дети в группе подобраны одинаковые не только по силам и развитию координации, но и по возрастному уровню. А вот идеального возраста для новичков нет. В принципе, в группу могут входить дети до 7 лет, либо отдельно набирается группа 4-5-летних ребят.
Оптимальной на начальном этапе работы является группа из 4-х человек, для того чтобы каждому ребёнку было уделено индивидуальное внимание, так как теннис — это индивидуальный, а не командный, вид спорта.
На следующем этапе занятий начинается здоровая конкуренция в группе. Некоторые родители считают, что лучше оплатить тренеру индивидуальное занятие, и вскоре появятся хорошие спортивные результаты. Но детям на корте нужен коллектив, чтобы им нравилось играть и соревноваться. С ними надо играть. Учитель в лице тренера будет попозже.
Интерес к тренировке поддерживается за счёт конкуренции, здоровой конкуренции. Именно для этого нужна группа. К семи годам ребёнок, если начал заниматься с четырех лет, уже знает, зачем он пришёл на корт.
Несколько базовых упражненийВ начале тренировки можно дать детям поиграть на корте — провести небольшую игровую разминку. В качестве базовых можно использовать несколько развивающих упражнений.
1. Подход к мячу слева и справа. Это упражнение развивает технику ног и позволяет ребёнку правильно рассчитать дистанцию до удара по мячу. Так отрабатываются и элементы «танца» теннисиста, техника удара и тактический глазомер.
2. Движение по мишеням к мячу также предполагает развитие техники передвижения, а также правильный замах.
3. Ловля и бросок мяча с лёта — интересное, комплексное упражнение, которое позволяет не только укрепить кисти рук, но и за счёт непредсказуемости траектории полёта мяча развивает реакцию ребёнка и способность «читать» движения соперника, роль которого в данном случае исполняет тренер.
4. «Веер» — эффективное базовое упражнение для постановки движения рук в разные стороны.
Запомните - дети всегда хотят быть профессионалами и с возрастом начинают понимать свой реальный уровень игры. А вот уходят из тенниса они чаще всего из-за родителей, которые всё время их «пилят».