В последнее время плавание становится одним из популярных видов семейного досуга. Приятно видеть счастливую маму, папу и их детишек, которые весело плещутся в бассейне или аквапарке. Молодые мамы смотрят на них с легкой завистью и ожиданием, что скоро, когда их кроха подрастет, они так же весело будут проводить свое свободное время. Но совершенно не зачем ждать - занятия по плаванию можно начинать с рождения.
Подумайте сами – девять месяцев ребенок плавал в утробе матери, водная среда для него привычна и естественна. У младенцев даже сохраняются плавательные рефлексы, к примеру «рефлекс ныряльщика», который позволяет малышу задерживать дыхание, находясь под водой. Но эти рефлексы имеют тенденцию угасать с возрастом, поэтому необходимы регулярные занятия, чтобы их закрепить. У плавания, как метода раннего развития есть небольшой нюанс: не стоит ставить своей основной целью обучение ребенка самостоятельному плаванию. Многие авторы методик плавания для грудничков настаивают на постоянной поддержке родителями. Плавание, прежде всего – это способ укрепления здоровья, закаливания и стимулирования развития.
Опыт многих педиатров показывает, что плавание положительно влияет на формирование и развитие различных систем организма, таких как дыхательная, кровеносная, опорно-двигательная, центральная нервная система. Плавание усиливает обмен веществ, способствует укреплению иммунитета. Учеными различных стран было доказано, что дети, плавающие с рождения, раньше многих сверстников начинают ходить, хорошо овладевают речью и сложными двигательными навыками, что в последствии позволяет им легче обучиться письму. Остановимся подробнее на конкретной пользе системам организма, приведенные данные подкреплены медицинскими исследованиями:
Дыхательная система – плавание стимулирует формирование глубокого дыхания, что является мощной профилактикой заболеваний верхних дыхательных путей.
Система кровообращения – плавание активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему; давление воды, действующее на кровеносные сосуды кожного покрова, облегчает кровообращение и деятельность сердца.
Опорно-двигательный аппарат – в воде снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру и активизируется ее динамический компонент; тело преодолевает значительное сопротивление воды, тем самым укрепляя опорно-двигательный аппарат.
Центральная нервная система – при нырянии и сопутствующей ему задержки дыхания стимулируется кровообращение мозга и идет его интенсивное развитие.
Начинать занятия по плаванию рекомендуют с двух–трех недельного возраста. Тут важно не упустить время, так как плавательные рефлексы имеют тенденцию угасать к четвертому месяцу жизни. Если рефлексы угаснут, обращает внимание www.mamam-papam.ru, то обучение не имеет никакого смысла до трех–четырех летнего возраста, когда ребенок сможет осознанно выполнять команды инструктора. Приступить к занятиям можно в обычной домашней ванне, однако в 7–9 месяцев придется искать другое место, так как ванна для малыша станет слишком мала. При некоторых поликлиниках существуют специальные бассейны, в которых груднички могут плавать под наблюдением не только мам, но и опытных инструкторов. Летом ребенок может плавать в водоемах, но лишь в том случае, если вы уверены в чистоте воды. Хорошей альтернативой водоемам может стать надувной бассейн, расположенный на дачном участке.
Ванну необходимо тщательно вымыть обычной содой или же гелями для мытья детских принадлежностей, которые в изобилие можно найти в супермаркетах. Температура воды должна быть такой же, что и температура воды для купания. Постепенно можно снижать температуру воды на градус. Нижнюю границу ваш малыш определит сам. Важно, чтобы дверь в ванную на протяжении занятия была открыта: так поддерживается общий для всего помещения уровень влажности и ребенку намного легче дышать. Перед началом занятия полезно провести с малышом небольшой сеанс гимнастики или массажа, чтобы размять его перед погружением. После необходимо тщательно вытереть ребенка, ваткой промокнуть ушки (не стоит бояться попадания воды, если хорошо просушить ушки ватным тампоном, то вашему крохе ничего не повредит) и одеть малыша.
Главное условие успешного плавания – интерес ребенка. Если малыш капризничает, то занятие следует прервать и возобновить спустя 2-3 дня. Занятие не должно превышать 30 минут, начинать следует с 10-15 минут, постепенно увеличивая продолжительность занятий на 3-5 минут. Но как только вы почувствовали усталость ребенка, следует немедленно прекратить занятие, в противном случае вы разовьете у малыша отвращение к воде. Во время занятия разговаривайте с ребенком, комментируйте свои действия. Ребенок легко чувствует все нюансы родительского настроения, поэтому следует быть оптимистичным, а не боятся, что малыш может захлебнуться и утонуть, ваша тревога передастся ребенку и никакого плавания не получится.
Если у вашего ребенка есть отклонения в развитии, он родился недоношенным, то перед началом занятий рекомендуется проконсультироваться со специалистом. Абсолютным противопоказанием является – тяжелые врожденные пороки сердца, различные острые заболевания (пневмония, ОРВИ), неврологическая патология с сопутствующим судорожным синдромом, серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, стрепто- и стафилококкодермия. При излишнем перевозбуждении, появлении гусиной и синюшной кожи, мраморности кожного покрова, - занятия следует немедленно прекратить.
Во всех остальных случаях плавание пойдет малышу только на пользу, поэтому не бойтесь и дерзайте. Чем раньше вы разовьете вашему малышу двигательные навыки, тем более интеллектуальным он вырастет. Самое главное - занятия не должны быть похожи на тренировки олимпийских чемпионов, больше разговаривайте, пойте, шутите и получайте наслаждение от текущего момента.
Алена Струкова