Журнал для родителей Мамам и Папам - вернуться на главную страницу сайта
Занимательный и познавательный сайт для молодых родителей
Главная страница Контакты

ЖДЕМ МАЛЫША

ЗДРАВСТВУЙ МИР

ПЕРВЫЕ ШАГИ

ДЕТСКИЙ САД


... уроки общения

Сказка-ложь, да в ней намек…

Сказки давно стали объектом пристального внимания психологов и психоаналитиков. В напевных прибаутках, колыбельных, красочных фантастических историях заключен гораздо более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. В первую очередь, сказки учат малышей избегать неприятностей, устанавливают границы между «можно» и «нельзя», дают представления о причинно-следственных связях, содержат массу рекомендаций по технике безопасности.

Не нужно бояться, что маленький ребенок слишком трагично воспримет безвременную кончину колобка или в полной мере ощутит горечь потери разбитого золотого яичка. Для этого он еще слишком мал. Но прислушиваясь к голосу мамы, улавливая интонацию и ритмику речи, кроха постепенно усваивает информацию. Не оценивая личности героя («колобок плохой»), помогите ребенку оценить его поступок. Поговорите о том, как нужно было действовать, чтобы избежать печального финала.

чему учат детей сказкиНа что обратить внимание малыша?

Именно в сказках рождается понимание самых элементарных представлений – например, о «крае», границе, которую нельзя переступать. Постепенно малыш будет осваивать все большее жизненное пространство, его территория расширится. Но пока – переступать определенную черту (убегать из дома, прятаться в соседнем дворе) нельзя.

Комментируйте сказки, задавая ребенку самые простые вопросы: почему убежал колобок? Можно ли было уходить серому козлику в лес? Из-за чего от него «остались рожки да ножки»? С ребенком старшего возраста обсудите, какие звери встречались колобку, почему он убежал от зайца, медведя, но не ушел от лисы? Бывает ли так в жизни? Не конкретизируйте сказку, сразу же приводя примеры из реальной жизни. А вот спустя некоторое время вспомните, о чем говорилось в любимой истории, какие уроки из нее можно извлечь? Какие правила вывести? Поиграйте. Задавайте наводящие вопросы, советует психолог www.mamam-papam.ru, например: в какой сказке мальчик не послушался старшую сестру и превратился в козленочка? В какой сказке девочка не выполнила указания родителей и ее братца унесли злые птицы?

Как правильно читать сказку?

Чтобы научить детей «уму-разуму», при чтении сказки придерживайтесь следующих правил.

- Определите, какой урок безопасности можно извлечь из конкретной истории?

- Правильно используйте интонацию голоса: монотонное, заунывное чтение вряд ли привлечет внимание ребенка. Опасен и «перебор»: излишняя трагичность, акцентирование на плохом конце, испугает, травмирует ребенка. Знайте меру.

- Рассматривайте иллюстрации. У детей образная память. Слова, подтвержденные картинкой, обретут большую весомость.

- Продемонстрируйте свое отношение к событиям, происходящим в сказке. Малыши чувствительны к реакции родителей. Если маме не нравится поступок главного героя, кроха тоже задумается над его поведением. Еще раз обсудите с малышом, почему герой поступил в том или ином случае неправильно? В чем заключались его ошибки?

- Закрепляйте прочитанное, повторяйте «пройденный материал» время от времени пересказывайте сюжет сказки.

Какие правила содержат сказки?

- Готовность к неожиданностям.

- Не все, с кем ты встречаешься, несут добро. Нельзя слепо доверять тому, кто стучится в твою дверь. («Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди»).

- Не позволяй себя обхитрить! Не верь лести! («Петушок-золотой гребешок», «Колобок»).

- Никого не пускай к себе домой. Не говори, что дома никого нет («Зимовье зверей»).

- Не сдавайся, даже если пришла беда. Действуй, и ты обязательно что-либо придумаешь! («Гусли – лебеди»).

После прочтения сказок, обязательно переходите к обсуждению правил безопасности, которые должен усвоить ребенок:

- Опасно уходить далеко от своего дома, двора.

- Опасно верить незнакомым людям, брать у них сладости и игрушки, садиться в чужую машину, показывать дорогу.

- Нужно избегать безлюдных мест: парков, скверов, пустырей во дворе. Там может таиться опасность.

- Не стесняйся в минуты опасности, когда применяют силу или пытаются схватить, кричать, звать на помощь, вырываться.

Детям младшего школьного возраста рекомендуется добавить к правилам также следующие:

- Не открывай дверь в квартиру, если рядом находятся незнакомые люди.

- Не заходи в лифт с незнакомыми мужчинами, если это произошло, сразу же выйди на ближайшем этаже.

- В автобусе или метро следует садиться поближе к водителю или машинисту, и выходить в последний момент, не показывая заранее, что собираешься сделать это.

- Не реагируй на предложение показать дорогу, подвезти, если незнакомец настаивает на чем-то, срочно переключи его внимание на других прохожих словами: «Я не понимаю, чего вы хотите, возможно, эта женщина вам подскажет».

- Если сзади идет подозрительный человек, переходи на противоположную сторону.

- Следует избегать шумных подростковых компаний. Если тебя окликнули по имени и попросили подойти, быстро удались, сославшись на занятость, или скажи, что за углом дома тебя ожидает мама.

- Если нужно спросить дорогу, поинтересуйся у пожилой женщины, но не говори, куда конкретно ты направляешься.

К сожалению, никто в нашей жизни не застрахован от насилия. Ребенок должен четко усвоить: нельзя стесняться привлечь к себе внимание. Даже если незнакомый человек просто не внушает доверие. Действовать нужно незамедлительно: кричать, убегать, звать на помощь, отбиваться.

Поиграем в сказку

Для усвоения правил безопасности полезно время от времени проиграть сказочные истории. Пусть братец Иванушка послушает сестрицу Аленушку, колобок не будет спокойно сидеть на носу у лисы, на ее уговоры не поддастся и серый заюшка. Придумайте свой вариант развития событий. Постепенно расширяйте сценарии, в форме сказки проигрывайте различные жизненные ситуации – тогда выше вероятность, что в трудный момент малыш не растеряется, будет действовать оперативно и правильно. Задействуйте в сказке разных персонажей (из числа мягких игрушек, которые есть у малыша). Прорабатывайте разные истории, заставляйте взаимодействовать главных героев, общаться. Сказку заканчивайте позитивно, чтобы у крохи сформировалось базовое доверие к миру, и он понимал, что соблюдение элементарных правил безопасности поможет предотвратить беду.

О. Фатеева

Экотрениг На вольных хлебах
Журнал для родителей Мамам и Папам
Главная страница   •   Календарь беременности   •   Контакты
Copyright ® 2007. Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка вида
Сайт для родителей Мамам и Папам обязательна!