Журнал для родителей Мамам и Папам - вернуться на главную страницу сайта
Занимательный и познавательный сайт для молодых родителей
Главная страница Контакты

ЖДЕМ МАЛЫША

ЗДРАВСТВУЙ МИР

ПЕРВЫЕ ШАГИ

ДЕТСКИЙ САД


... уроки общения

Как противостоять дразнилкам

Жертвами словесных нападок становятся многие дети. Мамы и папы, воспитатели и учителя иногда не придают значения конфликтным ситуациям, вспыхивающим между сверстниками. «Разберутся сами», «подразнит и отстанет», «это малыши, ничего серьезного не происходит» - так реагируют взрослые на словесную перебранку между ребятами. Тем не менее, именно в этот момент формируются и закрепляются социальные роли, которые крохи перенесут во взрослую жизнь. У обидчиков – агрессоров, у обиженного – жертвы.

Первыми на «дразнилки» должны отреагировать родители. Необходимо немедленно прекратить подобное поведение, объяснить детям, что нельзя дразнить другого человека или терпеть словесные выпады в свой адрес. А дома – научить малыша противостоять обидчику. Неправильно поступают те мамы, которые учат ребенка дразнить обидчика в ответ или еще того хуже – давать сдачу. Нужно освоить тактику управления ситуацией мирным способом. Методов может быть несколько.

Меня дразнить нельзя!

Первое, на что стоит обратить внимание, на жесты и мимику ребенка. Держаться с насмешниками нужно уверенно, с высоко поднятой головой смотреть прямо в глаза. Придумайте «волшебную» фразу, которую малыш должен произнести твердо и спокойно. Например: «Меня дразнить нельзя». Или «Перестань», «прекрати». Проиграйте ситуацию дома. Тогда в нужный момент ребенок не растеряется, ответит задире правильно и своевременно.

Меня дразнить нельзя!Ноль внимания, фунт презрения.

Обычно больше всего «дразнилок» достается эмоциональным, несдержанным, вспыльчивым малышам, которые остро реагируют на словесные выпады сверстников. Именно эта особенность и привлекает к ребенку обидчиков. Научите сына или дочку не показывать своего состояния. Объясните, что больше всего досадить насмешнику можно, совершенно не обращая внимания на его слова, не реагируя на провокации. Предложите использовать несколько приемов, нужно:

- представить, что находишься в стеклянном цилиндре, и через его стенки не проходит звук;
- представить, что стал невидимым;
- представить, что обидчик – пустое место;
- затеять разговор с другим ребенком, заняться интересным делом;
- посмотреть в другую сторону и рассмеяться.

«Я хочу!»

Научите малыша четко озвучивать свои желания. Когда задира начнет докучать ребенку вновь, тот должен резко, гневно и громко ему заявить: «Я хочу, чтобы ты оставил меня в покое». Или: «Я хочу, чтобы ты от меня отстал».

Пристройка снизу

В психологии так называется один из приемов, используемых в общении. Но подойдет он только уверенным в себе, самостоятельным детям с адекватной самооценкой. Ребенок должен… во всем соглашаться с обидчиком. Например, заявить, смеясь: «Странно, но никто еще не замечал, что я глупый. Как хорошо, что ты подсказал мне». Или: «Да-да, я точно такой, как ты сказал». Насмешник не получит желаемого эмоционального отклика, и оставит жертву в покое.

Это просто смешно!

Суть метода – искренне смеяться над словами обидчика. Главное, сохранять спокойствие, выражать его тоном беседы. Пусть на каждое замечание кроха отвечает отрепетированной фразой, сказанной со смехом: «Да ладно! И что дальше?». Или: «Да ты что? Вот это да!».

Что ты имела в виду?

Учите малыша находить причину дразнилок. Иногда за поддразниванием скрывается желание понравиться, играть вместе – чувства, которые другой ребенок не может высказать или даже осознать. Пусть кроха задает обидчику наводящие вопросы: «Почему ты сказал, что я глупый?». «Что тебе нужно от меня?». «Почему ты ко мне цепляешься?». Став свидетелем поддразнивания, вместе с ребенком проанализируйте возможные причины такого поведения обидчика и адекватность поступков жертвы. Наконец, подавайте сами пример правильного реагирования на провокации. Готовьтесь к тому, что сразу у малыша может не получиться использовать эти приемы. Хорошенько отрепетируйте модели вероятного поведения, поговорите о том, как следует поступить в той или иной ситуации. Если один метод не действует, применяйте другой. Объясните, что чем чаще кроха применяет психологические приемы, тем выше вероятность успеха.

Некоторые родители внушают своему ребенку, что в ответ на дразнилку нужно дать сдачу. Особенно этим грешат мамы – одиночки, которые опасаются, что их сын недополучает мужского внимания. Такой подход в корне неверен, отмечает эксперт www.mamam-papam.ru. Вместо того чтобы учиться понимать людей и налаживать с ними взаимоотношения, малышу прививается агрессия. Частые драки приведут к тому, что сверстники откажутся играть с ребенком. А когда-либо силы окажутся неравными, и малыш получит серьезный отпор.

Если ребенка часто дразнят, проанализируйте, почему это происходит. Поводом для дразнилок обычно становится какая-то особенность внешности или поведения ребенка, привычка, манера – что-то, выделяющее малыша среди сверстников. Если это возможно, предотвратите словесные выпады, устранив причину дразнилок: поменяйте ребенку стрижку, купите другую одежду. Работайте над самооценкой крохи. Он должен знать, что любим в семье и сам по себе ценен для родителей, родственников, других детей. Неплохо, если малыш что-то уметь делать лучше, чем остальные (становиться на мостик, быстро бегать, сворачивать кораблики из бумаги). Увидите, это привлечет к крохе сверстников, укрепит дружбу.

Не поддразнивайте ребенка дома даже в шутку. Обратите внимание на то, в какой среде малыша задевают. Если это происходит в садике, поговорите с воспитателем, попросите о помощи психолога. Иногда дразнилки возникают с «легкой руки» горе-педагога, с его нелестного высказывания о крохе, негативной оценке поведения или личностных качеств. Детский коллектив легко подхватывает мнение старшего наставника. Постарайтесь, чтобы ребенок чаще общался со сверстниками, которые его оценивают положительно и с удовольствием играют с ним. Водите кроху на развивающие, игровые занятия, которые разовьют адекватное, позитивное представление о самом себе. Если вы уверены в том, что малыш стал жертвой именно по вине воспитателя, а найти контакт с педагогом никак не получается, поменяйте садик. Конечно, это крайняя мера. Но лучше поступить так, чем воспитывать ребенка потенциальной «жертвой».

О. Фатеева

Экотрениг На вольных хлебах
Журнал для родителей Мамам и Папам
Главная страница   •   Календарь беременности   •   Контакты
Copyright ® 2007. Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка вида
Сайт для родителей Мамам и Папам обязательна!