После года у ребенка начинает проявляться осознанный и живой интерес к игре. Это очень важный этап в развитии, так как именно через игру ребенок познает окружающий мир, распределение ролей в семье, именно в это время закладываются базисные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», формирующие характер и модель поведения в обществе в будущем.
Многие родители удивляются - как же так, ведь мой малыш еще в полгодика окружал себя погремушками, мышками, зайчиками. Все верно, но зайчики и погремушки – это еще не значит, что ребенок играет, здесь большую роль играют звуки, яркие цвета, ощущения в ладошках…
После года ребенок познает игру совсем с другой стороны, в игре у него уже задействуются большие умственные способности. Малыш знакомится с сюжетной игрой, которая имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Сюжетная игры – такие игры, в которых дети проигрывают сюжеты реальных случаев, ситуаций из жизни, воспроизводят картинки из услышанного, увиденного ими, например, из рассказов взрослых, или просмотренных мультфильмов, сказок. Играя, ребенок познает окружающий мир, общается с взрослыми, сверстниками и детьми старшего возраста. В сюжетной игре у ребенка младшего возраста развивается речь, воображение, мышление, игра является и развитием для ребенка творческих способностей. Наряду с этим для ребенка игра-это просто занятие, доставляющее удовольствие.
Чтобы поддерживать и закреплять интерес малыша к сюжетным играм, необходимо на начальном этапе принимать в них активное участие. А после ребенок уже самостоятельно будет брать игрушки, даже может не пускать взрослых в свою игру. Не пугайтесь, это нормальный процесс развития, первые шаги к самостоятельности. Постепенно будет увеличиваться количество различных сюжетов игры: строить дом, кормить игрушки, готовить кушать, одевать и купать кукол. В этот период малышу покупайте игрушки, связанными с реальностью: детская посуда, стол, стульчики для кукол, наборы врача, повара, парикмахера, конструкторы для строительства домов.
С двух до трех лет развитие ребенка переходит на новый уровень. Малыш может уже замещать предметы, используемые в реальности. Например, вместо конфеты кормить куклу кубиком, вместо ложки использовать палочку, тарелку заменить крышечкой, могут делать что-либо, не используя предметы (кормить с пустой ладошки, делая вид, что там еда) т.д. Интерес к сюжетным играм у малыша только увеличивается, но все же игра ребенка этого возраста имеет свои психологические особенности.
Ребенок считает эталоном поведение своих родителей и полностью подражает им, он тянется к взрослым, пытается всячески угодить им. Такое подражательное поведение объясняется появлением в этом возрасте у ребенка такого важного вида деятельности как процессуальная игра. Процессуальная игра - такая игра, в которой ребенок полностью увлекается ее процессом, забывая о смысле, конечной цели игры.
Например, ребенок повторяет постоянно одни и те же действия, например, покормит любимого мишку, положит спать, покупает, опять покормит, почитает ему, покормит, положит спать и так снова и снова. Сначала процессуальная игра выражается в действиях ребенка в виде повторения за мамой, ребенок, помня, как мама ухаживает за ним, начинает так же убаюкивать, кормить, гулять, например, с любимей куклой. Позже, развиваясь, ребенок может делать те же действия, но уже со многими игрушками: с зайчиком, мишкой, другой куклой. То есть действия малыша уже имеют более осмысленный характер, постепенно все больше развиваясь.
Хотя в этом возрасте ребенок еще долго не может играть с чем-либо, внимание его рассеяно, память еще не развита. Поэтому, хватая одну игрушку не факт, что через минуту она ему не разонравится, и он, оставив ее, возьмет другую. Именно сейчас ребенок нуждается в ваших подсказках: какой сюжет выбрать, как сделать игру более интересной, с помощью новых игрушек, действий, ролевых игр. Например, научите ребенка сервировать стол, естественно, без лишней сложности, посадите его за стол, рядом посадите игрушки, растайте посуду, так как она должна стоять. Можно, имитируя чаепитие или поход в гости, наполнить вазу конфетами и фруктами, а в чашки налить чай, объясняя ребенку, как правильно вести себя за столом.
В три года малыш уже не требует постоянного внимания взрослых и их участия в игре. Игры становятся более содержательными и самостоятельными. Например, если раньше ребенок просто убаюкивал куклу, то сейчас он положит ее в кроватку, подложит ей под голову подушку, накроет одеяльцем, напоет колыбельную. То есть ребенок сам уже может выбирать сюжет игры, развивать его, используя различные предметы и действия.
Основным критерием этого возраста можно назвать рост воображения. Если раньше малыш в большей степени в игре подражал взрослым, то на третьем году жизни он самостоятельно придумывает, как использовать те или иные предметы в игре. Например, тот же кубик, замещающий ранее конфету или печенье, теперь может заменить и столик, стульчик, печку или холодильник для кукол. В этом возрасте ребенок может уже вести игру с одними предметами-заменителями. Например, прослушав сказку про Снегурочку может взять игрушечные чашечки, расставить их по размеру и назвать дедом, бабкой и Снегурочкой. Со стороны взрослым это может показаться странным или может даже неприемлемым. Не беспокойтесь, такое поведение - признак развития ассоциативного мышления у малыша, роста воображения. В этот период ребенок полностью переходит на ролевые игры, называя себя, мамой, бабушкой, врачом, а игрушку дочкой или сыночком.
Внимательно следите за тем, как играет ваш ребенок, особенно если он ходит в детский сад - в игре могут отобразиться действия из реального мира, такие, которые сам ребенок по каким, либо причинам не расскажет. Поэтому, если малыш зайца называет Мишей или Машей и поучает его за то, что он больно щипается или дерется - значит, для ребенка это психологически трудно переносить и необходимо поговорить с воспитателем в детском саду.