Неподдельный интерес у психологов, ученых и простых обывателей вызывает феномен т.н. «детей индиго» - людей «новой расы», отличных от своих обычных родителей. В то время как в научных и околонаучных кругах ведутся споры о том, есть ли среди нас эти самые «индиго» и что они собой представляют, мы не замечаем главного: а дети-то сегодня и в самом деле изменились. И речь идет не о сверхнеобычных способностях, а о самом элементарном: непослушании, плохом поведении, неустойчивом внимании подрастающего поколения.
Не так давно мне пришлось разговаривать с учительницей начальных классов. Женщиной молодой, но с достаточным педагогическим опытом за плечами. Она сказала: «Что-то непонятное творится с учениками. Все старые педагогические приемы можно отправить на свалку. Из года в год работать с детьми становится все сложнее: шумные, не могут ни минуты усидеть на месте, быстро устают. Чтобы удержать их внимание в течение урока, каждый день приходится придумывать что-то новое».
К сожалению, сегодня диагнозы «гиперактивность», «синдром дефицита внимания» невролог ставит практически каждому третьему ребенку. Причин появления подобных отклонений множество. В их числе – инфекционные заболевания мамы во время беременности, тяжелые роды и многое другое.
Как правило, диагноз «СДВГ» ставят детям старше 6 лет, но симптомы заболевания у таких ребятишек проявляются гораздо раньше. Гиперактивные малыши «гиперактивны» с рождения: в большинстве своем они метеозависимы, плачут чаще и больше, чем их сверстники. Врачи и психологи до сих пор не могут прийти к консенсусу: одни полагают, что лечение СДВГ сводится к применению медикаментозной терапии, другие считают, что решающую роль играет правильное воспитание ребенка, использование нестандартных педагогических приемов. В идеале, диагноз СДВГ должна поставить комиссия, в состав которой войдут невролог, психиатр, психолог, педагог.
Прогнозы на будущее для гиперактивных детей достаточно оптимистичны: такие малыши обычно полностью сохранены в интеллектуальном плане, сообразительны, ни в чем не отстают от сверстников. Но – более шумные, расторможенные, утомляемые, подверженные частым сменам настроения и очень «неудобные» для родителей, воспитателей и педагогов. Их невозможно ни на минуту оставить без присмотра, их постоянно нужно организовывать, занимать какой-либо деятельностью. В процессе взросления все дети «выравниваются».
Но нельзя допустить, чтобы плохие привычки малышей с СДВГ формировали характер, который, в конечном счете, определяет судьбу. Итак, если вы замечаете, что ребенок агрессивен, часто теряет вещи, не выполняет просьбу, которую повторили несколько раз – необходимо обратиться за консультацией к неврологу и психологу. Возможно, СДВГ – именно ваш случай. Но самостоятельно ставить диагнозы своему малышу не нужно, ни в коем случае.
К сожалению, наша система образования далека от совершенства, и в рядовых детских садах, несмотря на наличие такой кадровой единицы, как психолог, о синдроме дефицита внимания и гиперактивности воспитатели знают очень мало. В связи с этим, родителям беспокойных малышей приходится выслушивать малоприятные высказывания в свой адрес. Как правило, мамы и папы идут на конфликт: доказывают свою правоту, обвиняют персонал в несостоятельности.
Психологи видят иной путь решения проблемы: ответственность за поведение сына или дочери в детском саду они предлагают возложить на плечи воспитателей. Как только работники ДОУ в очередной раз пожалуются на то, что ваше гиперактивное чадо отказывается убирать игрушки, поинтересуйтесь, а какой выход видят сами воспитатели из сложившейся ситуации? Что думает об этом психолог? Искренне поблагодарите Марью Ивановну за внимание к вашему ребенку, еще раз напомните ей об особенностях психики малыша, выразите уверенность в том, что такой опытный педагог, как она, наверняка найдет общий язык с любым воспитанником.
Помните, строчку из песни: «…как вы яхту назовете, так она и поплывет»? К гиперактивным детям она применима, как ни к кому другому. Главная задача родителей таких малышей – привить им самостоятельность, вселить уверенность в своих силах. В общении с ними необходимо как можно чаще использовать похвалу и одобрение. А вот физические наказания категорически запрещены: в противном случае из гиперактивного ребенка родители рискуют вырастить ожесточенного, «трудного» подростка. Сделайте кроху полноправным членом своей семьи. Пусть у него будут свои обязанности. Накормить кошку, сходить за хлебом, убрать игрушки – неважно, что. Главное – чтобы были видны результаты труда.
Гиперактивность – не приговор. При грамотном подходе, благополучной обстановке в семье, наличии мудрых, терпеливых воспитателей и педагогов, есть все шансы, что малыш станет полноценно развитой личностью. В очередной раз принимая решение наказать физически своего беспокойного ребенка, задумайтесь: а так ли это необходимо? Чем вызвано такое поведение малыша? И посетите для начала хотя бы детского психолога.
О. Фатеева